Текст 2
(1)В старину на новогодних ёлках были разнообразные игрушки-сладости, сделанные из марципана. (2)Сладкие игрушки сусалили, то есть золотили или серебрили тонким слоем самого настоящего драгоценного металла. (3)Поэтому такие украшения для праздничного убранства ёлки стоили дорого.
(4)Слово «сусалить» почти исчезло из современного русского языка. (5)Зато остался Сусальный переулок в Москве недалеко от станции метро «Курская». (6)Наверное, когда-то там жили ремесленники, которые покрывали золотом или серебром какие-нибудь редкие украшения, различную церковную утварь или даже колокола. (7)Слово «сусалить», по мнению учёных, очень странное. (8)Из какого оно языка к нам попало, сказать трудно. (9)Есть даже мнение, что из древнеиндийского языка. (10)Во всяком случае, сладости стран Востока, особенно халву, сусалят и в наше время. (11)А у Александра Блока есть стихотворение, которое называется «Сусальный ангел». (12)В нём поэт с грустью рассказывает про ёлочную игрушку-ангела из марципана, тающую на новогодней ёлке под жарким пламенем свечи.
(13)У слова «марципан» тоже есть свой секрет. (14)Хотя оно и пишется на разных языках по-разному, но произносится, оказывается, всеми народами почти одинаково. (15)Есть предположение, что оно имеет арабское происхождение.
(16)Интерес к слову и изучение родного языка позволяют заглянуть в нашу историю, узнать, как жили наши предки, и понять, почему мы так сегодня говорим.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ._____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что слово «сусалить» не исчезло из русского языка? Запишите ответ.
Ответ._____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13−15 текста. Запишите ответ.
Ответ._____________________________________________________________________
11. В предложениях 13−15 найдите слово со значением «догадка, гипотеза». Выпишите это слово.
Ответ._____________________________________________________________________
12. В предложениях 6-7 найдите синоним к слову «необычное» и выпишите его.
Ответ._____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.