Текст 2
(1)Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём
открытии.
− (2)Мама, мы нашли странный цветок!
− (3)Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
− (4)Мы не знаем его названия. (5)Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой. (6)Он
похож, наверное, на маленькое солнце с белыми лучами. (7)Ты не знаешь, что это за цветок?
(8)Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. (9)Одни говорили, что в природе появился новый вид. (10)Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. (11)Третьи глубокомысленно молчали. (12)Но никого цветок не оставил равнодушным.
(13)И тогда вспомнили о бабушке. (14)Бабушке было сто лет. (15)Она жила в том
далёком времени, о котором люди знают только по книгам. (16)Бабушка долго смотрела на цветок, не веря своим глазам, и молчала. (17)Потом сняла очки, словно они мешали ейрассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
− (18)Это ромашка, − тихо сказала бабушка, ставшая совсем грустной.
− (19)Ро-маш-ка, − по слогам повторили дети. – (20)Мы никогда не слыхали про
ромашку. (21)Она из Африки или Австралии?
− (22)Она из моего детства. (23)Когда-то давно ромашек было очень много. (24)Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. (25)Людям казалось, что выпал тёплый летний снег. (26)Из ромашек плели венки. (27)Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. (28)От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. (29)А потом ромашек становилось всё меньше. (30)Эти цветы безжалостно срывали. (31)Это делал каждый, кто проходил мимо.
− (32)Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не зная, что ответить.
− (33)Срывали, наверное, просто так.
(34)Бабушка опустилась на траву и наклонилась к ромашке. (35)Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
− Мы виноваты перед вами, дети!
(По Ю. Яковлеву)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ._____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-12 текста. Запишите ответ.
Ответ._____________________________________________________________________
11. Почему бабушка чувствует вину перед детьми? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Ответ._____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
12. Определите и запишите лексическое значение слова «венки» из предложения 26.
Ответ._____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 19-20, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Ответ._____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.