Текст 2
(1)С детства, со школьной скамьи человек постепенно привыкает к сочетанию слов: «любовь к Родине». (2)Осознаёт же существование этой любви в себе намного позже. (3)И только в зрелом возрасте приходит понимание, что именно и за что он любит.
(4)Конечно, чувство это сложное. (5)Оно включает любовь к родной культуре и
истории, ко всему прошлому и будущему народа, ко всему, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит.
(6)Не вдаваясь в глубокие рассуждения, можно сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе, к тому, что наполняет сердце радостью и восторгом. (7)И где бы ни жил человек, природа родного края дорога и близка ему.
(8)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных
потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (9)Казалось бы, что любить в тундре? (10)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты.
(11)Одним словом, кому мила степь, кому — горы, кому — морское, пропахшее
рыбой побережье, а кому — родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с
жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко Рязани…
(12)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (13)Они
настолько разнообразны, что охватить все просто невозможно. (14)Их тысячи и тысячи.
(15)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное в целом свете.
(16)Конечно, чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно воспитано
литературой, живописью, музыкой. (17)Деятели искусства очень любили родную землю, хранили её богатства, передавали свою любовь нам.
(По В.Солоухину)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение тихое солнышко из предложения 11. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. В предложениях 10-12 найдите слово с лексическим значением «отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь, что-нибудь». Выпишите это слово.
Ответ.____________________________________________________________________
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) в зрелом возрасте
2) очень любили
3) чувство любви
4) человек привыкает
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
Ответ.____________________________________________________________________
13. Определите тип односоставного предложения 12. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
14. Среди предложений 2-4 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15. Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Среди предложений 14-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Среди предложений 15-17 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = , =, = ]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ.____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.