Текст 2
(1)Вопрос о том, зачем нужна грамотность, широко и пристрастно обсуждается в
прессе, на телевидении, в радиопрограммах. (2)Связано это с тем, что сейчас существует огромное количество компьютерных программ, которые способны выправить не только орфографию, но и смысл. (3)Получается, что от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных тонкостей родного правописания.
(4)Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. (5)Сначала,
в либеральные девяностые, их ставили, где попало, или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. (6)Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить,– ставь тире». (7)Не зря его так и называют – «знак отчаяния». (8)Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. (9)Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. (10)Зачем же тогда писать грамотно?
(11)Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, заменяющих нам
специфическое собачье чутьё при обнюхивании. (12)Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей. (13)Почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке. (14)Но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать сразу.
(15)Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу,
угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался
со мной замечательно и заслуживает снисхождения». (16)Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком
грубейших ошибок. (17)Письмо было подписано студенткой Московского университета. (18)Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
(19)У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы
маскировки хитры и многочисленны. (20)Можно сымитировать ум, сыграть
коммуникабельность, притвориться интеллигентным. (21)Невозможно сыграть только
грамотность – утончённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных
и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
(По Д. Л. Быкову)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово памятливых в словосочетании памятливых людей из предложения 21. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. В предложениях 17–19 найдите слово с лексическим значением «вероятная возможность осуществления чего-нибудь». Выпишите это слово.
Ответ.____________________________________________________________________
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) форму вежливости
2) широко пользуются
3) бессмысленных тонкостей
4) нужна грамотность
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Из предложения 17 выпишите грамматическую основу.
Ответ.____________________________________________________________________
13. Определите тип односоставного предложения 7. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
14. Среди предложений 13-15 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15. Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Среди предложений 10-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Среди предложений 19-21 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ =, =, = ]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ.____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.