Текст 2
(1)Музей — это любовь на всю жизнь! (2)Ведь музей — это не только хранилище,
научный центр, но и общенародное достояние, место, где человек может соприкоснуться с историей страны, с её славой. (3)Как дороги они всем нам!
(4)Вспоминаю в связи с этим фронт. (5)Да-да, фронт. (6)Воевал я на Волховском.
(7)В части, где я проходил службу, был интернационал − русские, украинцы, казахи,
татары… (8)И вот мы должны были прорывать фронт. (9)Но перед прорывом многие
бойцы, никогда не бывавшие в Ленинграде, просили политработников рассказать о городе, который им предстояло освободить. (10)До войны я был в Ленинграде лишь однажды, но навсегда очаровался градом Петра. (11)И это, наверное, давало мне внутреннее право говорить о нём бойцам. (12)Помнится, что рассказывал не только о его улицах, площадях, набережных полноводной Невы, белых ночах, но и о Русском музее, Эрмитаже, о квартире Пушкина на Мойке, куда его принесли умирать, о Царском Селе, разрушенном фашистами. (13)И один боец как бы про себя сказал: за такой город и помереть не жалко… (14)И не свидетельство ли необычайной силы духа советского народа, его исторической приверженности к славе и доброму делу, что, освобождая временно захваченные гитлеровцами территории, люди сразу принимались восстанавливать заводы и фабрики, жилые дома, театры и музеи − общенародное достояние, славу веков, которую надо беречь и приумножать.
(15)На нашей земле есть немало мест, связанных с именами выдающихся деятелей литературы и искусства. (16)Во многих из них созданы и действуют музеи, кое-где их ещё нет, и общей заботой должно стать их создание и сохранение. (17)Настало время серьёзно задуматься и о заботливом отношении к музеям. (18)Стираются не только деревянные паркеты, но и мраморные ступеньки лестниц. (19)Картины темнеют и портятся от дыхания тысяч людей. (20)В знаменитой «аллее Керн» стали вянуть липы, не получающие соков из утрамбованной подошвами земли. (21)Нужно принимать какие-то меры. (22)Это тоже дело и обязанность всенародные.
(По Ю. Нагибину)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово выдающихся в словосочетании выдающихся деятелей из предложения 15. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. В предложениях 1–3 найдите слово с лексическим значением «духовные ценности,
наследие». Выпишите это слово.
Ответ.____________________________________________________________________
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) на нашей земле
2) навсегда очаровался
3) с историей страны
4) действуют музеи
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Из предложения 15 выпишите грамматическую основу.
Ответ.____________________________________________________________________
13. Определите тип односоставного предложения 21. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
14. Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15. Среди предложений 18-20 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Среди предложений 7-10 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = , но = ]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ.____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.