Экзаменационный (типовой) материал ВПР / Русский / 8 класс / 7-17 задания / 49

Текст 2

         (1)Музей — это любовь на всю жизнь! (2)Ведь музей — это не только хранилище, научный центр, но и общенародное достояние, место, где человек может соприкоснуться с историей страны, с её славой. (3)Как дороги они всем нам!
         (4)Вспоминаю в связи с этим фронт. (5)Да-да, фронт. (6)Воевал я на Волховском.
(7)В части, где я проходил службу, был интернационал − русские, украинцы, казахи, татары… (8)И вот мы должны были прорывать фронт. (9)Но перед прорывом многие бойцы, никогда не бывавшие в Ленинграде, просили политработников рассказать о городе, который им предстояло освободить. (10)До войны я был в Ленинграде лишь однажды, но навсегда очаровался градом Петра. (11)И это, наверное, давало мне внутреннее право говорить о нём бойцам. (12)Помнится, что рассказывал не только о его улицах, площадях, набережных полноводной Невы, белых ночах, но и о Русском музее, Эрмитаже, о квартире Пушкина на Мойке, куда его принесли умирать, о Царском Селе, разрушенном фашистами. (13)И один боец как бы про себя сказал: за такой город и помереть не жалко… (14)И не свидетельство ли необычайной силы духа советского народа, его исторической приверженности к славе и доброму делу, что, освобождая временно захваченные гитлеровцами территории, люди сразу принимались восстанавливать заводы и фабрики, жилые дома, театры и музеи − общенародное достояние, славу веков, которую надо беречь и приумножать.
         (15)На нашей земле есть немало мест, связанных с именами выдающихся деятелей литературы и искусства. (16)Во многих из них созданы и действуют музеи, кое-где их ещё нет, и общей заботой должно стать их создание и сохранение. (17)Настало время серьёзно задуматься и о заботливом отношении к музеям. (18)Стираются не только деревянные паркеты, но и мраморные ступеньки лестниц. (19)Картины темнеют и портятся от дыхания тысяч людей. (20)В знаменитой «аллее Керн» стали вянуть липы, не получающие соков из утрамбованной подошвами земли. (21)Нужно принимать какие-то меры. (22)Это тоже дело и обязанность всенародные.

(По Ю. Нагибину)

 

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово выдающихся в словосочетании выдающихся деятелей из предложения 15. Запишите ответ.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

10. В предложениях 1–3 найдите слово с лексическим значением «духовные ценности, наследие». Выпишите это слово.

Ответ.____________________________________________________________________


11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) на нашей земле
2) навсегда очаровался
3) с историей страны
4) действуют музеи

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

12. Из предложения 15 выпишите грамматическую основу.

Ответ.____________________________________________________________________

 

13. Определите тип односоставного предложения 21. Запишите ответ.

Ответ.____________________________________________________________________
 

14. Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

15. Среди предложений 18-20 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

16. Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

17. Среди предложений 7-10 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ —  = , но =  ]. Выпишите номер этого предложения.

Ответ.____________________________________________________________________

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты