Текст 2
(1)Однажды я потерял чувство времени. (2)Время как бы остановилось и исчезло.
(3)И всё прожитое мной утеряло последовательность, слилось в одной точке.
(4)Не существовало и будущего, было только одно настоящее, и это было странно
счастливое состояние. (5)Нет времени, нет вечности, есть только нулевые координаты
времени, словно время сжалось в одну точку. (6)Теперь я с улыбкой вспоминаю то
счастливое состояние, когда для человека нет ни севера, ни юга, ни востока, ни запада, ни верха, ни низа. (7)Странное, необъяснимое состояние. (8)Я глядел на всё пространство, окружающее Бобришный угор, каким-то внутренним взором. (9)Мне казалось, что я слышу цвета и размеры, а звуки и запахи вижу, хотя моего “я” тоже не было, оно тоже исчезло.
(10)Рябчик свистел за нашим домом, печально звенели комары, пахло солнечной
хвоей. (11)Я ушёл далеко по лесному берегу и лёг под старой сосной, на откосе, долго глядел в сизое, тускнеющее к полудню небо. (12)Почему-то солнце не могло меня согреть. (13)Я встал, насобирал сушняку и разжёг костёр. (14)Огонь тоже не грел, а лишь обжигал. (15)Я глядел на сизый древесный пепел, слушал тревожный замирающий шум леса и думал о смысле всего, о непонятном, ускользающем смысле. (16)Теперь, находясь наедине с природой, я вновь ощутил время.
(17)Прежнее восприятие жизни возвращалось ко мне медленно, и самое смешное то, что я злился на себя из-за того, что оно возвращалось. (18)Со всех сторон домика трещал гром. (19)Шумела в лесу дождевая метель. (20)Вдруг полетел град и дохнуло зимой взаправду. (21)Градины стучали о крышу, бухали о землю и медленно таяли. (22)Один раз треснуло совсем рядом, одновременно с зелёной вспышкой разряда.
(23)Нет! (24)Надо просто жить! (25)И нечего спрашивать, зачем родился, жить, жить, жить… (26)И это, конечно, главное для человека! (27)С чувством наблудившего и со стыдом я всё понял, и мне уже хотелось, как в детстве, закатать штаны и босиком пуститься по дождевым лужам.
(По В. Белову)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Определите и запишите микротему 1-го абзаца текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово солнечной
в словосочетании солнечной хвоей из предложения 10. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. В предложениях 5–7 найдите слово с лексическим значением «числа, величины,
определяющие положение точки на плоскости, поверхности или в пространстве».
Выпишите это слово.
Ответ.____________________________________________________________________
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) шум леса
2) по дождевым лужам
3) оно возвращалось
4) медленно возвращалось
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.
Ответ.____________________________________________________________________
13. Определите тип односоставного предложения 24. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
14. Среди предложений 23-26 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Среди предложений 15-17 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Среди предложений 3-5 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = , = ]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ.____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.