Текст 2
(1)Для нас, жителей севера, шум леса – это птичий гомон. (2)В тропиках же всё
перекрывает рёв обезьян. (3)Эти самые шумные млекопитающие оглушительно кричат,
подпрыгивают, колотят себя в грудь, сотрясают деревья и всячески демонстрируют соседям мощь и единство своей группы. (4)После участия в таком шуме каждый чувствует себя уверенно, как безраздельный властелин мира, особенно если его группа перекричала соседние.
(5)Ритмичные выкрики и шумный топот боевой группы мужчин проистекают из этойже потребности – обеспечить воинам ощущение единства и силы, а их противникам – чувство смятения и ужаса. (6)Нуждаемся мы и в мирных пошумелках – собрались все свои, говоря друг с другом громко, оживлённо и не важно о чём. (7)Это одна из многих доразумных форм коммуникации, речь в ней принимает участие, но не как средство передачи информации, а как средство общения.
(8)А ещё есть пошумелки подростков. (9)Подростковые пошумелки можно устраивать и со старыми кастрюлями. (10)А что будет, если дать ребятам музыкальные инструменты и устройства, воспроизводящие и усиливающие звук? (11)Они будут шуметь ими. (12)Просто шуметь? (13)Нет, конечно, они же не обезьяны, многие из них в музыкальной школе учатся. (14)Они будут шуметь музыкой. (15)Отныне их сходки останутся, с одной стороны, пошумелками – обязательно громко, обязательно коллективно, обязательно участвуют только "свои", обязательно с эпатированием взрослых; а с другой стороны, станут музыкальным действом. (16)С особой, собственной музыкой.
(17)Итак, я хочу сказать, что современное увлечение подростков поп, рок, рэп-музыкой имеет древнюю, врождённую основу – потребность организовать пошумелку.
(18)Пошумелка – механизм бессловесного, внеразумного общения и единения. (19)Она тем сильнее действует, чем больше в ней участвует подростков, чем активнее они в ней
участвуют и чем на бо́льшее число органов чувств она воздействует. (20)Новое в этом
подростковом действе не сама пошумелка, а слияние её с музыкой и в результате – усиление эмоционального воздействия и массовости.
(По В. Дольнику)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Определите и запишите микротему 1-го абзаца текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение как
безраздельный властелин мира из предложения 4. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. В предложениях 5−7 найдите слово с лексическим значением «тот, кто несёт военную службу, воюет». Выпишите это слово.
Ответ.____________________________________________________________________
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) оживлённо говоря
2) в музыкальной школе
3) мы нуждаемся
4) средство общения
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
Ответ.____________________________________________________________________
13. Определите тип односоставного предложения 9. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
14. Среди предложений 17-19 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15. Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Среди предложений 2-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = , = , = , = и =]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ.____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.