Текст 2
(1)Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2)Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3)Потом я устал от них и смотреть перестал. (4)Перестал систематически, смотрю только эпизодически. (5)Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (6)Удача начинающих или удача неудачливых приносит, бесспорно, гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
(7)Но дело не в этом. (8)Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в
старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (9)Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец как ни в чём не бывало. (10)Это искусство, огромное искусство.
(11)Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (12)И надо уметь выходить из ошибок. (13)Надо исправлять их немедленно и красиво. (14)Да, именно красиво. (15)Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», – это досадно и для него, и для окружающих. (16)Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибившийся в её исправлении.
(17)Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это
публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (18)Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (19)И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению, реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях. (20)Иногда даже награждать спортсмена, легко исправившего свою ошибку, радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(21)Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость
уважительного отношения к себе и к другим.
(По Д.С. Лихачёву)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста (предложения 17−20).
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово радостными в словосочетании радостными аплодисментами из предложения 20. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. В предложениях 14–16 найдите слово с лексическим значением «чувство стеснительности, стыда». Выпишите это слово.
Ответ.____________________________________________________________________
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) на ледяном поле
2) нужен опыт
3) смотрел всегда
4) побуждать к исправлению
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
Ответ.____________________________________________________________________
13. Определите тип односоставного предложения 12. Запишите ответ.
Ответ.____________________________________________________________________
14. Среди предложений 5-7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15. Среди предложений 19-21 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = и = ]. Выпишите номер этого предложения.
Ответ.____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.