Экзаменационный (типовой) материал ВПР / Русский / 8 класс / 7-17 задания / 71

Текст 2

         (1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.
         (2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.
         (6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук. (7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.
         (8)Дети редко говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, всё сильнее привязывающее их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.
         (11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.
         (15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Я вырос, отрастил усы, стал говорить басом. (18)И почему-то на людях я произносил это слово чуть слышно, как будто стесняясь его.
         (19)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (20)Я, конечно, не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (21)Я шептал «мамочка» ей на ухо, и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, я вытирал их о её волосы… (22)Но, когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:
         (23)– Мамочка!

(По Ю. Я. Яковлеву)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

8. Определите и запишите микротему 5-го абзаца текста (предложения 11–14).

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово тревожных в словосочетании тревожных гудков из предложения 19. Запишите ответ.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

10. В предложениях 20–22 найдите слово с лексическим значением «в военные годы: товарный вагон с печуркой, приспособленный для перевозки людей». Выпишите это слово.

Ответ.____________________________________________________________________


11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) далёких дней
2) навсегда прощаюсь
3) говорят о любви
4) память не сохранила

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

12. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.

Ответ.____________________________________________________________________

 

13. Определите тип односоставного предложения 4. Запишите ответ.

Ответ.____________________________________________________________________

14. Среди предложений 19-21 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

15. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

16. Среди предложений 18-20 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

17. Среди предложений 17-19 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ —  = , = , = ]. Выпишите номер этого предложения.

Ответ.____________________________________________________________________

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты