Экзаменационный (типовой) материал ВПР / Русский / 8 класс / 7-17 задания / 73

Текст 2

         (1)Человек, бесспорно, должен быть интеллигентен. (2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
         (6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
         (9)Это очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! (10)Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. (11)В народе говорят: чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле. (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.
         (14)Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
         (15)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным. (16)Можно, ничем этим не обладая в большой степени, быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
         (17)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (18)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, если сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, помочь ему, – вот это и будет интеллигентный человек… (19)Интеллигентность проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить в прямом значении слова или руганью, дурными идеями.
         (20)Интеллигентным можно назвать человека, понимающего и воспринимающего мир и окружающих людей.
         (21)Интеллигентность люди в себе развивают, тренируют, воспитывают.

(По Д.С. Лихачёву)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста (предложения 9−13).

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово величайшие в словосочетании величайшие произведения из предложения 18. Запишите ответ.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

10. В предложениях 5–7 найдите слово с лексическим значением «человек, который работает с кем-нибудь в одном учреждении». Выпишите это слово.

Ответ.____________________________________________________________________


11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) жить долго
2) понять характер
3) многие думают
4) окружающая среда

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

12. Из предложения 17 выпишите грамматическую основу.

Ответ.____________________________________________________________________

 

13. Определите тип односоставного предложения 20. Запишите ответ.

Ответ.____________________________________________________________________

14. Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

15. Среди предложений 19-21 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

16. Среди предложений 14-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
 

17. Среди предложений 19-21 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ —  = , = , = ]. Выпишите номер этого предложения.

Ответ.____________________________________________________________________

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты