Теория по заданию №12 ОГЭ 2024 по русскому языку. Лексический анализ (задания и ответы)

Разделы
→ фразеологизмы;
→ синонимы;
→ антонимы;
→ поиск слова по лексическому значению;
→ поиск разговорного/просторечного слова;
→ поиск устаревшего слова.

Скачать практику ОГЭ: Скачать

Смотреть онлайн

Фразеологизмы:
1. В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
– (24)Не видел!
– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
– (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
– (28)Ты узнал меня по голосу?
– (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
– (31)Тебе понравился мой голос?
(32)Понравился! (33)Не то слово!

2. В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же  пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она  просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и  почти на брюхе подползла к её ногам. (16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза  женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

3. В предложениях 1‒4 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(1)Приятели называли его тюфяком. (2)За его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)То,  что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало  в глуховатом голосе. (4)Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой  оболочкой.

4. В предложениях 28–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
– (28)Спасибо. (29)Апчхи! (30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить  больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма. (33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным.

5. В предложениях 27–32 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна. (28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало. (29)Он повернулся и побежал. (30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней  площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но  не удержался.

6. В предложениях 44–50 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. – (44)Ты же видишь, какая погода, – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь  простудиться. (46)Краски купим на обратном пути. (47)Мальчик ничего не ответил. – (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться. (50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда  мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

7. В предложениях 11–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
– (11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом. (12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы. – (13)Шарик! (14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он, конечно, узнал меня, но не хотел узнавать человека,  которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча  была неприятна ему...

8. В предложениях 27–33 найдите один фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(27)До скалы и обратно – раз. (28)До скалы и обратно – два, до скалы и обратно... (29)И вдруг я понял,  что тону. (30)Хотел вдохнуть, но захлебнулся. (31)Вода была горькая, как английская соль, холодная  и враждебная. (32)Я рванулся изо всех сил и вынырнул. (33)Солнце ударило по лицу, я услышал  всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку.

9. В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком. (3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным   счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.

10. В предложениях 39–43 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(39)Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. (40)Это он нарочно говорит так приветливо, от него  можно ожидать всего. (41)Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала: – С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду  не даст.
– (42)Да, – тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша. (43)И они пошли вместе.

11. В предложениях 5–7 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай,  заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг  остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать.

12. В предложениях 1–6 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(1)До́ма, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была  бы этому рада. (4)Вообще характер у неё был удивительный… (5)К примеру, ей нравилось, что её  старинный балкон выходил не в тихий двор, а как бы нависал над тротуаром, не умолкавшим ни днём  ни ночью. – (6)Есть на что свалить свою старческую бессонницу! – говорила бабушка.

13. В предложениях 19–24 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со  страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с  огнём не сыщешь. (23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю... (24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его  совсем отключить.

14. В предложениях 57–63 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(57)Паренёк удивился:
– Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!
– (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен  был хоть что-нибудь понять из их разговора? (62)Он уныло и огорчённо развёл руками:
– Эх, товарищ командир! (63)Кабы я про эту встречу знал раньше...

15. В предложениях 18‒27 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
‒ (18)Он очень любит великих мастеров смотреть. (19)Вы его ещё дого́ ните. (20)Он медленно ходит. (21)Догоняю его. (22)Еле-еле с палочкой идёт мой учитель по широкой набережной. (23)Снег вокруг  метёт что есть силы. (24)И шарф его, помню, по ветру трепещет… (25)Вгляделся он в меня и говорит:  «Петечка, ты? (26)Очень рад, что я тебя встретил. (27)Мы сейчас с тобой великих мастеров пойдём  смотреть…»

16. В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне  помочь. (14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и  вынула из неё здоровущего плюшевого мишку. – (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай  тренируйся сколько душе угодно!