Теория по заданию №17 в ЕГЭ-2023 по русскому языку (задания и ответы)

ЕГЭ 2023. Задание №17 ЕГЭ 2023 по русскому языку теория. Задание №17 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами, приложениями и т.д.).

Скачать теорию: Скачать

Смотреть онлайн 

Теория:

Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
Обособленными называются члены предложения, содержащие элемент добавочного сообщения, благодаря чему они оказываются в предложении выделенными по смыслу и интонационно. В предложении обособляются (то есть выделяются пунктуационно) определения, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены.

I. Обособление определений (отвечают на вопрос какой?)
Обособляются распространённые согласованные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами, однородными нераспространёнными причастиями и прилагательными, если они:
1. стоят ПОСЛЕ определяемого существительного: Лес, темнеющий вдали, был непроходимым.
2. относятся к личному местоимению независимо от позиции к определяемому слову. При этом определение может состоять из одного слова: Он, вечно неугомонный, считал себя защитником православия. – Вечно неугомонный, он считал себя защитником православия. Радостный, я возвращался домой. — Я, радостный, возвращался домой.
3. если определения стоят ПЕРЕД определяемым существительным и имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, условия (можно поставить союзы хотя, потому что, если): Всегда весёлый, Николай в этот день был необыкновенно замкнут. – Хотя Николай был всегда весёлым, в этот день он был необыкновенно замкнут (значение уступки). Польщённый вниманием, Иван заговорил самоуверенно, громко. – Иван заговорил самоуверенно, громко, потому что был польщён вниманием (значение причины).

II. Обособление приложений (отвечают на вопросы что именно? Кто именно?)
Приложение – это разновидность определения, но выражается не прилагательным или причастием, а существительным. Правила те же, что и при обособлении определений.
1. Казаки, смелые воины, отличились в Отечественной войне 1812 года (Приложение стоит после определяемого существительного).
2. Она, умница, всё поняла без лишних слов. – Умница, она всё поняла без лишних слов (Приложение относится к личному местоимению).
3. Прекрасный рассказчик, А.П. Чехов увлекал слушателей мгновенно (добавочное обстоятельственное значение причины). Кроме того, обособляются распространённые приложения, стоящие после имени собственного (можно применить правило 1): Тарас Бульба, старый казак, пользовался уважением товарищей.

III. Обособление обстоятельств (отвечают на вопросы как? что делая? что сделав?)
Обособляются
1. обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, независимо от их местоположения (в начале, середине, конце предложения): Побелев лицом, Маргарита вернулась к скамейке. Коваленко сидел, надувшись, и молчал.
2. Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет: Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.
3. Обособляются обстоятельства уступки с предлогами невзирая на, несмотря на, вопреки ( хотя): Друзья, несмотря на размолвку, быстро помирились.

Не обособляются
1. Деепричастные обороты, если они являются фразеологизмами: Бригада работала не покладая рук. Он относился к своим обязанностям спустя рукава. Фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами: засучив рукава, скрепя сердце, затаив дыхание, не переводя духа, уставясь в потолок, не помня себя, не сводя глаз, не смыкая глаз и др. Не следует путать фразеологизмы, употреблённые в переносном значении, с сочетаниями в прямом смысле. Разведчик, затаив дыхание, прислушался к шороху (прямое значение). – Ребята слушали ветерана Великой Отечественной войны затаив дыхание (фразеологизм, можно заменить словом внимательно). Уставясь в потолок, Наташа заметила на нём трещину (прямое значение). – Лентяй целый день проводит уставясь в потолок (фразеологизм).
2. одиночные деепричастия, если они близки по функции к наречиям. Их можно заменить наречиями. Штангист шутя (легко) поднял вес в 100 кг (шутя – наречие). – Шутя, он никогда не улыбался (шутя – одиночное деепричастие, выделяется запятой). Чаще всего в роли наречий выступают следующие слова: дрожа, дыша, любя, молча, не спеша, сидя, стоя, лёжа. Но нужно учитывать контекст. Я тебе говорю любя. Ученики должны отвечать стоя. Лодочник грёб молча. Нельзя читать лёжа. Обратите внимание на то, что между обособленными определениями и обособленными обстоятельствами может стоять одиночный сочинительный союз И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО). В таком случае запятая между ними не ставится: Трудности, выпавшие на его долю и помешавшие быстро добиться цели, только закалили волю Сергея. Гусь, грозно шипя и размахивая крыльями, бросился на нас. Чтобы выполнить задание без ошибок, нужно поставить вопрос какой? от определяемого существительного. Та часть предложения, которая характеризует признак предмета, и есть обособленное определение. Это касается и обособления обстоятельств: следует поставить от глагола вопросы как? что делая? что сделав? Та часть предложения, которая вносит добавочное значение действия, является обособленным обстоятельством и выделяется запятыми: С моря дул влажный холодный ветер (дул как? что делая?), разнося по степи задумчивую мелодию плеска волны (какой?), набегавшей на берег.

IV. Обособление дополнений (отвечают на вопросы косвенных падежей)
Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, сверх,наряду с, включая, исключая, за исключением, помимо, могут обособляться в зависимости от объёма оборота, смысловой нагрузки, степени распространения: Все, включая учеников начальных классов, присутствовали на школьной линейке. Все, кроме учеников начальных классов, присутствовали на школьной линейке. Что, кроме благодарности, я могу испытывать к родителям? Предложения с обособленными дополнениями редко используются в КИМ и экзаменационных вариантах, поскольку правила обособления дополнений достаточно трудны (здесь не приводятся).

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте