Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Скачать тренировочные варианты: Скачать
Скачать ответы: Скачать
Смотреть онлайн
Прочитайте текст, выполните задания 2-3.
1) Одним из первых лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю».
2) Пушкин прощался в нём с югом, морем, романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы.
3) Море – это, по мнению поэта, символ свободы, символ вольной стихии.
4) Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону. 5) Оно может быть ласковым и губительным, шум его – «грустным» и «призывным».
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) было стихотворение (предложение 1)
2) Пушкин прощался, подводил итог (предложение 2)
3) это море (предложение 3)
4) оно подчиняется (предложение 4)
5) оно может быть ласковым, губительным (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) В предложении 2 содержится 2 (две) грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено вводным сочетанием.
4) В первой части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
1) Одним из первых лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю».
Б. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
2) Пушкин прощался в нём с югом, морем, романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы.
В. Вводная конструкция выделяется запятыми.
3) Море – это, по мнению поэта, символ свободы, символ вольной стихии.
4) Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону.
5) Оно может быть ласковым и губительным, шум его – «грустным» и «призывным».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
«Пророк» (1) программное произведение в творчестве Пушкина. Стихотворение связано с традициями гражданских (2) и философских од Ломоносова (3) и Державина (4) с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом (5) сдержанном (6) возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка (7) стихотворение обращено не в глубь веков (8) а в пушкинскую современность.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВОЗЗВАТЬ - на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, пишется буква З.
2) ИЗБРАННЫЙ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
3) В ТРАГЕДИИ - в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 1-го склонения пишется окончание -И.
4) ВЗЫГРАТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
5) ОГРАНИЧИВАТЬ - правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Александр Пушкин — один из самых известных русских поэтов, чьи произв(1)дения оказали огромное вл(2)яние на литературу и культуру страны. Его стихи ол(3)цетворяют дух врем(4)ни и человеч(5)ские переживания, которые понятны и близки даже сегодня. Пушкин оставил наследие, которое продолжа(6)т вдохновлять на размышления о жизн(7), свободе и ценностях, независ(8)мо от обстоятельств.
8. Раскройте скобки и запишите слово «яркий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Стихи Пушкина (яркий) всего отражают его внутренний мир и стремление к свободе.
9. Замените словосочетание «пушкинская современность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-12.
1) Вечерние тени наполняли комнату, а Артем всё ещё сидел с домашним заданием.
2) На письменном столе лежал учебник литературы, раскрытый на странице со стихотворением Пушкина «К морю». 3) Однако, вместо того чтобы читать, мальчик рассеянно крутил ручку и поглядывал в окно.
4) — Сынок, ты написал анализ стихотворения? — спросила мама, заглянув в комнату.
5) — Нет ещё… 6) Зачем вообще это нужно? — отмахнулся мальчик. — 7) Такое большое стихотворение и трудное!
8) Мама тяжело вздохнула и ушла, но вскоре в комнату вошёл папа. 9) Он сел рядом
с сыном и мягко спросил:
10) — Что случилось? 11) Не идёт учёба?
12)— Пап, я не понимаю, зачем нам его анализировать. 13) Стихотворение про море…
14) Ну и что?
15) Папа улыбнулся, но в его глазах промелькнула лёгкая грусть.
16) — Сынок, помнишь, как мы ездили на море прошлым летом?
17) — Конечно, помню, — оживился Артем. — 18) Волны, солнце, песок. 19) А ещё,
когда мы уезжали, ты сказал, что надо обязательно попрощаться с морем.
20) — Вот именно, — кивнул папа. — 21) Мы ходили вечером к берегу, долго сидели и слушали шёпот волн. 22) Тогда ты сказал, что море будто понимает нас.
23) Артем немного растерялся.
24) — Но какое это имеет отношение к Пушкину?
25) Папа улыбнулся снова, теперь тепло и задумчиво.
26) — Александр Сергеевич тоже однажды попрощался с морем. 27) В 1820 году он оказался на юге, сначала в Кишинёве, а потом в Одессе. 28) Там он впервые увидел море.
29) Оно пленило его свободой, величием, небывалой мощью. 30) Морское побережье стало для Пушкина любимым местом.
31) — Как и для нас, да? — спросил Артем.
32) — Да, — согласился отец. — 33) А потом в 1824 году поэт получил разрешение вернуться домой. 34) Перед отъездом он написал это стихотворение — прощание с морем.
35) Папа замолчал на мгновение, словно вновь услышал далёкий плеск волн.
36) —Сынок, пойми, это стихотворение не только про море. 37) Оно про свободу, про мечты, про то, как человек прощается с чем-то дорогим, но навсегда сохраняет это в своём сердце. 38) Гордись тем, что в нашей литературе есть такой великий поэт, как Пушкин.
39) Артем внимательно слушал. 40) Его взгляд стал серьёзным. 41) — Ладно, пап, я попробую, — тихо сказал мальчик.
42) Отец кивнул и вышел из комнаты. 43) Артем открыл книгу, вчитался в первую строчку и словно перенёсся на морское побережье. 44) Строчка за строчкой, волна за волной — стихотворение оживало в его воображении. 45) На следующий день на уроке литературы Артем прочитал анализ стихотворения «К морю» громко и уверенно, как будто сам прощался с «свободной стихией». 46) Учитель улыбнулась, а одноклассники зааплодировали. \47) Когда Артем вернулся домой, он сказал:
— Пап, ты был прав. 48) Стихотворение про море — оно действительно... глубокое. 49) Спасибо. 50) Папа только молча улыбнулся. 51) Слова были не нужны — отец и сын поняли друг друга.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Артем не хотел выполнять задание по анализу стихотворения, потому что считал его
слишком трудным.
2) Отец рассказал Артему, что стихотворение «К морю» Пушкин написал перед
возвращением домой.
3) Стихотворение «К морю» Пушкин написал в Кишинёве.
4) Стихотворение «К морю» относится к любовной лирике.
5) Артем осознал глубокий смысл стихотворения и уверенно рассказал о нём на уроке
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте