Конспект урока "Н и НН в наречиях на -о, -е" 7 класс

План урока: 
I.    Организационная часть. Приветствие. Фронтальная беседа.
II.    Актуализация знаний. Тема, цель урока. 
III.    Беседа. Взаимопроверка
IV.    Погружение в тему урока.

Скачать конспект: Скачать

Смотреть онлайн

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Здравствуйте, ребята!

Хочу спросить, кто из вас любит путешествовать. А какие передачи о путешествиях вам известны?

Одна из самых популярных  - «Орёл и решка». Представим, что вам предложили принять участие в кастинге на роль ведущего этой передачи. Каким должен быть ведущий?

Вы все сказали верно, но всё-таки самый важный критерий - быть грамотным.

Для организаторов есть ещё один необычный критерий кастинга - отсутствие опыта путешествий. Как вы думаете, почему?

Таким образом, 2 необходимых критерия - грамотность и отсутствие опыта путешествий.

Я уже приготовила для вас речь. Первое, что мы сделаем - поработаем над грамотностью.

В некоторых словах пропущены буквы, вам необходимо вставить их. Думаю, вы с лёгкостью справитесь с этой задачей, так как правило изучили ранее. Приступаем к выполнению задания.

Кто готов прочитать текст и рассказать, на какое правило слова с орфограммой (выписать слова на обратную сторону доски). Верно. А сейчас вы проверите себя, для этого я слова выписала на доску. Сверьте внимательно, при необходимости исправьте ошибки.

Вы отлично справились с кастингом, и мы отправляемся в путешествие за новыми знаниями и впечатлениями.

По ходу путешествия нам надо изучить правило, которое будет тоже связано с наречиями.

У нас есть карта. Внимание на  слайд. Дети, что необычного вы заметили на ней? Да, это  подсказка к теме урока. (слайд) Мы с вами отправимся в Новосибирск, а потом в Нижний Новгород. В Новосибирске наше путешествие пройдёт интересНо и удивительНо, а в Нижнем Новгороде - особеННо необыкновеННо (На слайде). Кто догадался, какая тема нашего урока? Кто сформулирует цель нашего урока? (Узнать, когда в наречиях пишется н и нн).

Нашу поездку необходимо зарегистрировать, поэтому открываем тетради, записываем сегодняшнее число - третье февраля. Обозначим, что работа у нас будет действительно классная! И тему (Пишу на доске) Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е.

Чтобы разобраться в нашей теме,  вспомним словообразование. Какие способы вы знаете?

Хорошо. Основные способы словообразования вспомнили.

Давайте посмотрим на слайд и подумаем, каким способом образованы представленные наречия (интересНо и удивительНо, особеННо необыкновеННо).

Запишем наречия  в столбик.

Какая особенность в наречиях? (неизменяемая часть речи, не имеет окончания).

Делаем словообразовательный разбор.

Меняется ли написание н и нн в прилагательных и наречиях? Нет. Какой сделаем вывод?

Давайте сформулируем правило.

Для того чтобы понять, правильно ли мы сформулировали правило, обратимся к учебнику.

Откройте параграф 40 на стр. 106. Прочитаем.

Дети, давайте не забывать, что мы   с вами путешествуем по городам России.

На партах у вас есть тексты. Они посвящены Нижнему Новгороду и Новосибирску.

Начнём наше путешествие с Нижнего Новгорода. Так как в этом городе две н, значит, и работать мы будем в паре.

Прочитаем текст вслух (текст на слайде). Где расположен город? Какие есть достопримечательности? Чем знаменита Чкаловская лестница?

Ваша задача найти в тексте наречия, определить, к какому слову они относятся, графически показать. В наречиях подчеркнуть нужную нам орфограмму и понять её написание.

Давайте проверим, все ли наречия вы нашли и верно ли обозначили словосочетания.

Сколько н пишется во всех наречиях? Почему? (ответ на слайде)

 

А теперь из исторического города мы перемещаемся в научную столицу нашей страны - Новосибирск.

Физкультминутка. Встаём. При любых путешествиях важно соблюдать меры предосторожности при защите от вирусных заболеваний.

Что в первую очередь мы сделаем? Обрабатываем руки антисептиком. Далее обязательно надеваем маску. А в общественном месте необходимо ещё надеть перчатки. И только после этого с красивой осанкой можно продолжать путешествие. Предлагаю закрепить (повтор действий).

Мы прибыли в Новосибирск и возвращаемся к тексту и правилу. В названии города одна н, значит, и работать будем индивидуально.

В тексте пропущены наречия. Подберите по смыслу нужные, используя слова для справок. Обратите внимание на написание слов. Подчеркните нужную орфограмму.

Давайте прочитаем, каким вы увидели город. А теперь посмотрим, каким вижу его я.

Сколько н пишется во всех наречиях? Почему

Наше путешествие заканчивается, необходимо возвращаться. Дома вы поделитесь впечатлениями о поездке с друзьями.

Рефлексия. Итоги урока.

 

Фронтальная беседа

 

«Орёл и решка», «Мир наизнанку», «Вокруг  света» и т.д.

 

 

 

 

Грамотным, общительным и т.д..

 

 

 

 

 

Это важно для того чтобы, ведущий мог ярко и эмоционально передать все, что видит сам впервые.

 

 

 

 

 

Работа с карточкой.

Я_______________________, н...когда не путешествовал(а) по миру, н...где не был(а).

Н...куда не выезжал(а), н...откуда не возвращал(а)ся, потому что было н...когда и деньги н...где было взять.

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка темы и цели урока, запись в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради. Словообразовательный разбор.

 

Работа с учебником.

Работа с текстом. Чтение (по цепочке). Выполнение задания по теме урока, работа в паре.

Нижний Новгород - древний город, но выглядит вполне современно, так как постоянно развивается. Город стоит в очень красивом месте - на слиянии двух крупных рек Волги и Оки.

Только истинно коренные новгородцы знают, что главной достопримечательностью города является  Нижегородский кремль.

Каждому отдыхающему следует непременно посетить Чкаловскую лестницу, построенную в виде цифры «8». Кольца цифры символизируют немецкие войска, державшие Сталинград в осаде. С обзорных площадок лестницы величественно открывается вид на Волгу и Оку. Особенно чудесны виды в тёмное время, когда стены кремля освещаются подсветкой.

Каждый турист, приезжающий в Нижний Новгород, чувствует себя раскованно, так как жители города всегда гостеприимны.

Физкультминутка.

Работа по тексту. Разноуровневое индивидуальное задание.

Новосибирск - _____________ развитый город России. __________ сказано, что в нем ________________ сочетается и наука, и культура. Поэтому время здесь можно провести _________________ и __________________. Главное, _______________ относиться к достопримечательностям города.

В Новосибирске много научно-исследовательских институтов, Парк чудес Галилео. ________________ выглядят памятники, посвящённые колбасе, светофору и бизнесвумен.

Город называют __________________ мчащимся вперёд.

Слова для справок (больше или меньше в зависимости от уровня способностей обучающегосая): верно, уникально, необычайно, стремительно, активно, познавательно, бережно, прекрасно.

Рефлексия. Итоги урока.

 

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте