Предоставленный материал предназначен для учащихся 10-11классов общеобразовательных учреждений для качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку и написанию сочинения. Статья содержит комплексный анализ, составленный по тексту В. Распутина, и тест на закрепление основных правил по орфографии и пунктуации.
Контрольно-измерительный материал: Скачать
Смотреть онлайн
Часть А
А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ..горяча, бе..чувственный, не..говорчивый
2) р..статься, р..сказывать, соп..ставить
3) пр..бавить, пр..думать, пр..зидиум
4) небез..звестный, раз..скать, гипер..нфляция
А2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
д..лёкий, изл..жение, оп..реться
уд..вление, пл..вцы, проб...раться
бл..стеть, выж...гание, подп...рать
ув..дать, ухв..тить, прибл..жение
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
стел..т, вид...мый
выуч..нный, встрет..шь
держ..шь, слыш...мый
бор..шься, перестро..нный
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Николка, оглушё(1)ый неожида(2)ым известием, стоял у сте(3)ых часов и пытался разобраться в этой пута(4)ице последних дней.
1) 2, 4 2) 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 4
А5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Бульвар вел к площади, откуда лучами расходились (не)длинные улочки.
2) Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.
3) (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
4) Черты лица (не)лишены приятности.
А6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
1) ЧТО(БЫ) быть образованным человеком, нужно много читать.
2) (В)СВЯЗИ с паводками движение поездов было затруднено.
3) Я люблю (ТОТ)ЧАС, когда выплываешь на лодке рано на рассвете.
4) (ПО)ТОМУ, как он замолчал, отец почувствовал себя виноватым.
А7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Низкое солнце проглядывало сквозь стволы сосен в лесу ( ) и рассеянный мягкий свет лился на траву.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Неожиданно (1) над степью подул лёгкий ветерок (2) принося с собой еле уловимый (3) аромат земли (4) недавно освободившейся из-под снега.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3,4 3) 1, 2, 3 4 4) 2, 4
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) несомненно (4) увлекает, но отрицательно влияет на зрение.
1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 2 4) 2, 3
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я стал думать о родном доме (1) воспоминания (2) о котором (3) позволяли забыть все неприятности последних дней (4) и вскоре уснул.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 4
А11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы-раженным причастным оборотом?
Одной из старых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта.
Дерево, которое погибло в схватке с ветром, напоминает мне павшего в атаке солдата.
Есть легенда о Байкале, которую знает и стар и млад.
Построек, которые связаны с жизнью Чехова, в его имении не осталось.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)В самом понятии массовой культуры ничего плохого нет. (2)Ког¬да бы ценностная культура овладевала массами, когда бы лучшие ее образцы прошлого и настоящего становились хлебом насущным, - что могло бы быть полезней столь широкого ее распространения?! (3)Ибо тогда широта способствовала бы и глубине. (4)0б этом мечтали и меч¬тают все творцы прекрасного - чтобы их слушали, читали, смотрели и впитывали не узкие круги, а миллионы. (5)Однако в том понятии, в каком утвердилась сейчас массовая культура, ничего общего с желаемым она не имеет. (6)Условия культуры - эстетическое просвещение народа, возделывание его души таким образом, чтобы она оказалась способной принимать добро и красоту. (7)Из того состава, который есть в нас, с одинаковым успехом можно сделать и человека, и зверя. (8)В зависимости от того, кто возьмется за эту работу.
(9)В 20-е годы происходило директивное, силовое вытеснение традиционного искусства новым, которое назвало себя революционным. (…) (12)Однако при этом художественный вкус народа продолжал оставаться здоровым. (13) В де-ревне, отпев положенную новую песню, брались за старые. (14)Слишком велика была крестьянская Россия. (15)Да и средства массового дав¬ления на человека, называющиеся почему-то средствами информации, были не те, что ныне, и не могли от начала до конца объять страну показательно-воспитательной обработкой. (16)Вспомним, что еще со¬всем недавно опасным проявлением дурного тона нам представлялся городской романс. (17)А уж как пугались мы мелодрамы, расслабляю¬щей душу пустопорожней чувствительностью! (18)Сейчас бы нам эти тревоги! (19)Сейчас, когда все, что насильно прививалось в 20-е, при¬вилось как бы само собой и пошло в массы, когда двигателем искусства стала реклама и конкуренция, когда дурное самым демократическим путем заступило место хорошего, когда мораль, без которой не сочиня¬лась ни одна басня, превратилась в кукиш в кармане, а гармония выря¬дилась в шутовской наряд
(По В. Распутину)
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайт