ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год. В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Скачать ответы к тренировочному варианту: Скачать
Смотреть онлайн
Интересные задания:
1-3. Основная задача пожарных – эффективно действовать в чрезвычайной ситуации при возгорании в различных местах с целью спасения человеческой жизни и
ликвидации пожара. В России работа пожарного издавна пользовалась уважением в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом оказывать помощь пожарной охране. Широко известно высказывание писателя В.А. Гиляровского: «Каждый пожарный – герой, каждую минуту – на войне, каждую минуту рискует головой». Когда-то пожары тушили всем миром: для этого жители обязаны были сбегаться немедленно к месту пожара с топорами, вёдрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Однако стихийная борьба с огнём по мере оформления государственности требовала упорядоченности, и уже в царствование Петра I был издан указ о привлечении к тушению пожаров войск, а затем появились воинские пожарные команды под руководством офицеров. В России первая профессиональная пожарная охрана была организована в Петербурге 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе». В последующие годы такие солдатские команды появились и в городах. Пожарные части должны были иметь здания с нужными постройками для размещения инструментов, обоза, людей и лошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, служили 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретать специальные знания и опыт в этом деле. Так, собственно говоря, стала формироваться особая профессия пожарного – профессия в научном понимании этого слова, которая определяется как род трудовой
деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) МЕСТО. Роль, отведённая кому/чему-нибудь в какой-нибудь деятельности, а также положение, занимаемое кем-нибудь среди кого-нибудь. Место искусства в жизни человека.
2) ИЗДАТЬ. Опубликовать, обнародовать. И. постановление, приказ
3) КОМАНДА. Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!». Как по команде (разом, дружно).
4) СЛУЖИТЬ. Выполнять обязанности слуги, прислуги; прислуживать. Служить в господском доме.
5) ОПЫТ. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. О. исследовательской работы.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Тематика текста и его принадлежность к официально-деловому стилю обусловили употребление канцеляризмов (к тушению пожаров, профессия пожарного, важнейшая задача).
2) Логичность текста обеспечивается последовательностью изложения мыслей: определение слова «пожарный»; отношение общества к пожарным; становление профессии пожарного в ходе исторического развития нашей страны.
3) В тексте, написанном в жанре рецензии, даётся комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.), обобщённая аргументированная оценка явления, выводы о значимости работы.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, цитаты, инверсия, вводные слова и др.
5) Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность; часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковых словарях даются с пометкой «разговорное» (например: «работа пожарного», «по мере оформления государственности», «владеющего комплексом… знаний»).
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) обнЯлась
2) мЕстностей
3) отклЮченный
4) дОнизу
5) прозорлИва
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Свобода всегда враждебна ДИКТАТУ, тоталитарности, авторитаризму.
Если сотрудникам не ОПЛАЧЕНА зарплата, им нужно обратиться в трудовую инспекцию.
Ширмы, РАЗГРАНИЧИВШИЕ внутреннее пространство, в большинстве были задвинуты.
Говорили, дети той эпохи стали упрощенцами, очерствели, ударились в ДЕЛЯЧЕСКИЙ прагматизм.
Нам предложили проведение анализа КОСТНОЙ ткани.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Звёзд с неба он не брал, но и к числу недалёких умом не относился – словом, являлся примерным типом образованного холостого обывателя, завидного жениха и впоследствии, конечно, прекрасного отца семейства.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
УЛЁГШИЙСЯ на диван
ПОЛОЖЬТЕ на стол
в течение ПОЛУТОРА часов
БУДУЩЕЕ время
пожелания всего НАИЛУЧШЕГО
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) «Ну и бесчувственная старуха», – удивлялся про себя Павел Алексеевич, стаскивая огромное пальто, набравшее в себя уличного холоду, и отгоняя от этого холодного воздуха Таню, высунувшуюся в коридор…
2) Сдвинув вельветовую кепочку достоинством в семь целковых и помахивая портфельчиком, утратившим всякую стоимость, настроение Башуцкого было приятнобеспечным, каким оно бывает у прогульщиков.
3) Грузно перевалясь на другой бок, уже никем не сдерживаемый, камень повернулся снова и быстро покатился по склону вниз.
4) Никто из тех людей, с кем я жил здесь, не хватятся моего отсутствия и не будут меня искать.
5) Он желал отделаться от болезненных поручений как можно быстрее и всякий раз только из-за брезгливости всё исполнял в лучшем виде, исхитряясь притом сверкать стерильной чистотой и оправдывая полностью название, данное врачам, – «люди в белых халатах».
6) Стоя около покрашенной синей краской двери, второй слой которой даже не успел просохнуть как следует, Женя задумалась о том, почему ей всё ещё никто не звонит.
7) А он в своей жизни не только не прыгал с парашютом, но и ни разу не летал на самолёте.
8) Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не тебе меня судить.
9) Картинка была выразительна и отчётливая – казалось, можно было разглядеть даже мельчайшие ворсинки крохотного шмеля на заднем плане фотографии.
9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ст..мулировать, сат..рический, выт..рать
2) выч..тание, бл..стательный, проб..раться
3) эст..тический, оч..стительный, заб..ру
4) г..рделивый, обог..щать, предпол..гать
5) оз..рение, з..рница, к..сательная (к окружности)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сверх..дейный, пост..нфарктный, транс..ранский (маршрут)
2) бе..принципный, не..говорчивый, бе..проглядный
3) без..языкий, разоб..ёт, в..ехал
4) пр..чудливый, пр..ломление, пр..увеличение
5) р..ссыпать, пр..индоевропейский, нез..щищённый
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) матерч..тый, помещ..чий
2) издавн.., агитир..вать
3) ветр..ная (мельница), удоста..вая
4) завед..вал, (переписать) набел..
5) фланел..вый, затм..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (родители) вышл..т (посылку), дежур..щий (в клинике)
2) (это) противореч..т (правилам), окле..вший (обоями)
3) расстел..шь, сломл..нный
4) тревож..щийся (за близких), (они) плещ..тся (в воде)
5) произнос..шь, обижа..мый
13. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номер ответа.
1) Старинный сад утром похож на сказочный лес с (НЕ)ХОЖЕНЫМИ тропами.
2) Он широко шагал по еще (НЕ)РАСЧИЩЕННЫМ от снега улицам.
3) Удобрение (НЕ)ВЫВЕЗЕНО на поля.
4) Дождей больших еще (НЕ)БЫЛО.
5) Я (НЕ)ГОТОВ к уроку.
14. Укажите вариант ответа, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номер ответа.
1) Увидев бегущего в нашу сторону быка, мы все (В)ЧЕТВЕРОМ бросились в кусты, потому что перепугались (ДО)СМЕРТИ
2) (В)ВИДУ смены поставщика строительные материалы пока поступают с перебоями; ремонтные работы будут возобновлены (В)ТЕЧЕНИЕ недели.
3) Она поднимает голову и видит (В)ВЕРХУ, на (ПОЛУ)КРУГЛОМ декоративном балкончике, множество людей.
4) Сам не зная (ЗА)ЧЕМ, он выглянул в окно: всё ТАК(ЖЕ) спокойно и холодно светила луна, мерцал в её серебряном потоке света снег – ничего не изменилось.
5) (В)ОТЛИЧИЕ от всех остальных, Настя не смеялась над нелепым провалом Виктора – напротив, она поддержала его, (ПРИ)ТОМ очень искренне, бескорыстно.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Иван Дмитриевич переступил порог и увидел, что по всему периметру комната уставле(1)а и увеша(2)а разной величины холстами с изображением этих животных, нарисова(3)ых с таким мастерством и таким удивительным жизнеподобием, что в первый момент захватило дух. Отовсюду смотрели золотистые, небесно-голубые, изумрудные, крапчатые, хищно суже(4)ые или сладко зажмуре(5)ые глазки. Полосатые и пятнистые, пушистые и гладкие коты и кошки сидели в корзинках с выражением берущей за сердце тихой покорности на мордочках, спали на диванах в тех неописуемо блаже(6)ых позах, принимать которые способны только эти создания.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте