Новый тренировочный вариант ОГЭ по биологии 9 класс 2024

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы даётся 2,5 часа (150 минут). Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы. 

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Смотреть онлайн

Интересные задания:

1. Рассмотрите рисунок, на котором изображена схема передачи половых хромосом от родителей к детям. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данная схема?

2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) туберкулёзная палочка Б) пеницилл В) одуванчик лекарственный Г) малярийный плазмодий.
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения

3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 
1) класс Двудольные 
2) род Жимолость 
3) вид Жимолость настоящая 
4) семейство Жимолостные 
5) отдел Покрытосеменные.

4. Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси x отложено время (ч), а по оси y – число образовавшихся особей (ед.)). Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость? Скорость размножения организма
1) увеличивается с 0 до 4 часов
2) не изменяется после 15 часов наблюдений
3) минимальна на 6-м часу наблюдений
4) снижается после 12 часов эксперимента
5) наиболее быстро растёт с 6-го по 8-й час измерений

5. Установите последовательность событий при образовании нового побега из почки весной. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вынос зелёных свернутых листочков молодого побега
2) деление клеток конуса нарастания
3) набухание почки
4) удлинение стебля и рост листьев
5) раскрытие почечных чешуй
6) образование взрослого побега

6. Как называется прибор, изображённый на рисунке?
1) тонометр
2) глюкометр
3) термометр
4) пульсоксиметр

7. Известно, что щука обыкновенная – крупная пресноводная рыба, ведущая хищный образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Живёт щука обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных несолёных водах.
2) Из щуки можно приготовить очень много вкусных блюд, так, заливная щука – очень вкусное блюдо, а варёная хорошо «держит форму», не разваливается на куски.
3) Щука поедает рыб, птенцов и крупных насекомых, подкарауливая свою добычу из засады.
4) Размножается щука ранней весной.
5) Окрас тела серо-зеленоватый, с крупными бурыми пятнами на боках.
6) Длина тела взрослого животного составляет 1,5 м, а масса свыше 30 кг.

8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обмен газов
2) клеточный иммунитет
3) фильтрация крови
4) гуморальная регуляция

9. Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скелет хрящевой
2) плавательного пузыря нет
3) есть жаберные крышки
4) встречаются преимущественно в морях и океанах
5) хорда имеется только у зародышей
6) очень плодовиты, икра мелкая

11. Установите соответствие между признаками и классами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. 
А) развитие с метаморфозом 
Б) подавляющее большинство – хищники 
В) тело состоит из головы, груди и брюшка 
Г) способны поглощать только жидкую пищу 
Д) 4 пары ходильных ног 
Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза.

12. Верны ли следующие суждения о бактериях? А. Бактерии – это неклеточные формы жизни. Б. Тело человека, даже полностью здорового, всегда является носителем бактериальной микрофлоры. 
1) верно только А 
2) верно только Б 
3) верны оба суждения 
4) оба суждения неверны.

13. Рассмотрите фотографию рыжей собаки с чёрной спиной, шеей и хвостом. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему виду, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.

14. На рисунке под каким номером изображён резец человека?

15. Где в организме человека происходит образование углекислого газа? 
1) мышечные волокна 
2) голосовая щель 
3) зрелые эритроциты 
4) межклеточное вещество.

16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 
1) аорта 
2) двустворчатый клапан 
3) полулунный клапан 
4) правый желудочек 
5) левый желудочек 
6) нижняя полая вена.

17. Каковы отличительные особенности волокон поперечно-полосатой мышечной ткани человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) содержат много ядер
2) медленнее сокращаются
3) образуют скелетную мускулатуру
4) форма волокон — веретеновидная
5) входят в состав стенок внутренних органов
6) имеют вытянутую форму и большую длину (10–12 см)

18. Установите соответствие между характеристиками нервной ткани и типами клеток: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. 
А) выполняет питательную функцию 
Б) воспринимает раздражения 
В) состоит из тела и отростков 
Г) превращает раздражения в нервные импульсы 
Д) проводит электрическое возбуждение к другим клеткам.

19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания джейрана. Список характеристик: 
1) продуцент 
2) редуцент 
3) консумент первого порядка 
4) растительноядное животное 
5) хищник 
6) способствует распространению семян.

20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит суслик. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скотоцерок и скорпионов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности беркутов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 
1) увеличится 
2) уменьшится 
3) не изменится.

22. Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображён глаз человека. Какой отдел вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза, изображённого на рисунке 2? Какое изменение в работе пищеварительной системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?

23. В XVII в. итальянский учёный Ф. Реди поставил следующий опыт. Он взял кусок мяса, разрезал его на восемь частей. Четыре кусочка он поместил в сосуды и сверху обвязал их марлей. Оставшиеся кусочки были равномерно распределены по четырём сосудам, но их естествоиспытатель накрывать марлей не стал. Через несколько дней Реди обнаружил, что во второй группе сосудов появились белые «червячки» (личинки мух), а потом оттуда стали вылетать молодые мухи. А в первой группе сосудов личинки и мухи отсутствовали. Какую гипотезу проверял Ф. Реди в своём опыте? Какой вывод он должен был сделать?

24. Используя содержание текста «Охота растений» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 
1. Какие виды росянок встречаются на болотах России? 
2. С какой целью листья росянки выделяют капельки жидкости? 
3. С помощью какого процесса росянки получают основное количество питательных органических веществ?

25. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы. 
1) Для каких растений из числа приведённых характерна наименьшая листовая пластинка? Приведите два примера. 
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для двудольных растений, представленных в таблице? 
3) Какую роль играют устьица в охлаждении растений?

26. На третьей перемене в школьной столовой шестиклассница Маша на завтрак выбрала следующие блюда: кашу из овсяных хлопьев на воде, чай с сахаром и блины. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 
1) Какова энергетическая ценность выбранного завтрака? 
2) Насколько предложенное меню соответствует норме второго завтрака по белкам для 12-летней Маши, если вес девочки составляет 39 кг? 
3) В каком виде всасываются белки в организме подростка?

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте