Сочинение по тексту ЕГЭ-2024 по русскому языку 

Сочинение по тексту из основного периода ЕГЭ, который состоялся 28 мая.

Текст 

В том разнообразии конфликтных ситуаций, с которыми жизнь почти ежедневно сталкивает меня по роду работы писателя-публициста, я давно уже вычленил одну, достаточно существенную в системе «личность — общество» и поэтому достойную исследования.

Суть интересующей меня ситуации в том, что нравственно содержательная или — выражусь скромнее — нравственно нормальная личность попадает в нравственно ненормальный микроклимат. Тут, за исключением печального варианта, когда она адаптируется и сама в течение месяцев или лет становится нравственно ненормальной, существуют, видимо, три модели поведения.

Первая модель хорошо нам известна, потому что ярко отражена в литературе и не менее ярко воссоздана на подмостках театров. Личность дает бой! Она ведет его с переменным успехом, но в финале побеждает. Она ведет бой за торжество моральных норм жизни безбоязненно и бескомпромиссно, с большим социальным темпераментом и верой в победу, она в этом бою не жалеет ни себя — в смысле архищедрой траты душевных сил, — ни тех, кто уродует нашу жизнь.

Эта первая модель поведения существует, разумеется, не только в литературе и на театре, но и — весьма широко — в самой действительности, и если я писал выше о ее отображениях, то лишь затем, чтобы отметить: она исследована достаточно хорошо.

Вторая модель поведения отображена и исследована менее хорошо, хотя тоже существует в реальной действительности. Нравственно нормальная личность, очутившись в нравственно ненормальной обстановке (чаще всего, по моим наблюдениям, это небольшой коллектив), уходит оттуда, даже бежит, подобно человеку, оказавшемуся вдруг в нездоровой местности, в том микроклимате, который мучительно воздействует на его сердечно-сосудистую систему. Зло торжествует в локальных масштабах, но личность не терпит при этом существенных потерь, хотя, конечно, морально уязвлена. Естественно, что этот социально пассивный вариант нам мало импонирует. Поэтому мы и пишем о нем редко.

Но есть и третья модель поведения, наименее изученная и отображенная в литературе: Личность и не дает боя, и не бежит. По моим частным наблюдениям, в данном варианте обычно действуют (и при этом страдают) люди, одержимые любимым делом настолько, что одержимость эта и сил для борьбы не оставляет, и уйти, убежать не дает.

Уточняю, чтобы быть верно понятым: в первом варианте — безбоязненного боя — человек тоже может быть не менее страстно одержим любимой работой, но одержимость в нем сочетается с качеством борца; к сожалению, данное сочетание — удел далеко не многих.

Третья модель особенно интересна и поучительна, потому что имеет самое непосредственное отношение к важной теме: ответственности большого мира, окружающего тот или иной нравственно нездоровый микроклимат, или, если говорить более казенно, ответственности тех должностных лиц, которые, находясь над «микромиром», не могут не видеть тяжелого положения нормальной личности в ненормальной обстановке. Бесстрастное, равнодушное отношение или пассивное сочувствие тут опасны, иногда даже опасны катастрофически.
Моральные понятия обладают одной интересной особенностью. Они при всем их авторитете кажутся порой книжными, абстрактными, пока не одеваются живой, трепетной тканью человеческой судьбы. И тогда мы понимаем, что «добро» — это не термин, излюбленный нудными моралистами, а живое сердце, которое болит и может от боли разорваться или непоправимо помрачить на минуту разум, а «совесть» — это не надуманная абстракция, а наше общее, большое беспокойство за судьбу человека, который хочет отдать обществу все силы души.

«Третья модель» — постоянное и неотложное дело большого мира, а большой мир — это мы все.

Богат Евгений Михайлович.

Сочинение

Как защититься от негативного влияния общества? Этот вопрос волнует многих.

Евгений Михайлович Богат размышляет о том, как «нравственно нормальная личность» может противостоять «ненормальному климату». Он говорит о людях, которые не хотят мириться с существующим порядком и готовы бросить вызов неправильному мироустройству. Они не жалеют ни самих себя, ни своих душевных сил в этой борьбе.

Также автор рассматривает другую модель поведения. Человек, попавший в нездоровую среду, не пытается к ней приспособиться, а уходит, понимая, к каким последствиям это может привести. Такие люди предпочитают сбегать, как если бы оказались в нездоровой местности, где микроклимат мучительно воздействует на сердечно-сосудистую систему.

Эти примеры показывают, как сложно защититься от пагубного влияния окружающей среды. Иногда единственный возможный выход для человека — это побег, чтобы не тратить силы на бесплодную борьбу.

Авторская позиция заключается в том, что наиболее эффективной является третья модель поведения: «личность и не дает боя, и не бежит». По мнению Богата, эта модель помогает избежать равнодушного отношения и пассивного сочувствия, а значит, защищает человека и не позволяет оставаться в стороне.

Я согласен с точкой зрения автора. В попытке обезопасить себя нельзя забывать о моральном долге и ответственности. «Безбоязненный бой» или побег не могут быть хорошими методами защиты от пагубного влияния общества.

Вспомним роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где также поднимается эта проблема. По словам Печорина, он хотел любить весь мир, но не получил отклика. Это непонимание со стороны общества стало причиной его отстранённости и хладнокровия. Герой выбрал вторую модель поведения, но сбежать от людей у него всё равно не получилось, ведь каждый человек — социальное существо и не может обходиться без других.

Таким образом, каждый из нас испытывает на себе общественное влияние, которое бывает как благотворным, так и негативным. Поэтому так важно выбрать наиболее эффективную модель поведения, чтобы защитить себя в нездоровой среде и при этом не забывать об ответственности за свои поступки.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте