Сочинение по тексту Пришвина М.М.А ЕГЭ-2025 по русскому языку "Как в человеке должны сочетаться романтическое представление о жизни и научная картина мира?"

Сочинение по тексту М.М. Пришвина о том, как в человеке должны сочетаться романтическое представление о жизни и научная картина мира.

Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку в 11 классе напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста (21 вариант нового сборника Дощинского Р.А.), используя аргументы и литературные примеры.

Текст Пришвина М.М

(1)Прочитал популярную астрономию Спенсера Джонса. (2)Книга представляет нам Вселенную во всем ее бездушии и жизнь как случайность. (3)Автор отвечает на вопрос о том, есть ли жизнь в других мирах, сомнением: слишком для этого много должно сойтись случайностей. (4)В особенности у него страшна одна огромная планета с ядовитой атмосферой, исключающей всякую жизнь, и покрытая огромной толщины льдом. (5)Раздумывая об этом, в ужасе прижимаешься к образу человека с его звездами – ангельскими душками – и ясно видишь происхождение космической гармонии в душе человека. (6)Купался и встретился первым глазом с незабудкой.

(7)Не знаю, что и думать, я ли на нее обратил внимание, или незабудка сама заставила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушии Вселенной. (8)В этой незабудке, с ее желтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках, я встретил живую вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие ее вертящихся органов. (9)И пусть нет звездочек на небе, как «ангельских душек», зато есть на земле незабудки. (10)Так что ангелы вполне заменимы цветами, и нечего особенно горевать об утраченных образах неба. (11)Чем больше астрономия открывает на небе мертвых миров, раскаленных солнц и планет, покрытых льдом толщиной в тысячи километров, окруженных отравленной атмосферой, тем ярче разгораются в нашей душе на нашем собственном человеческом небе глазки ангелов, глядевших в детстве оттуда на нас.

(12)Придет время, когда мы на эти свои огоньки на нашем собственном человеческом небе будем смотреть, не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел. (13)Мало того! (14)У нас есть надежда, что когда-нибудь мы им поможем, горячие отведем, холодные подведем к горячим, чтобы у них началась наша жизнь. (15)Какое тогда откроется над мертвой вселенной одухотворенное человеческое небо! (16)Но когда еще это будет, а пока каждый из нас должен стать между своим небом и астрономическими телами и должен выбрать для себя такое место, чтобы видно было и свое небо, и то, подлежащее изменению. (17)Просто говоря, каждый из нас должен найти собственное полезное место в общем творчестве мира и потом держаться его. (18)Мир, с которым в душе мы приходим, в миллион раз прекрасней того, что мы потом узнаем о нем из книг. (19)Разве можно чудеса звездного неба в какой-нибудь мере сравнить с тем, что открывает нам астрономия?

(20)Но знание тем хорошо, что открывает нам силу человека, не такого отдельного, как я и мои знакомые, а всего соединенного законами жизни человека. (21)После нашей луны, как являлась она нам среди деревьев в аромате лугов и садов, что скажут нам открытые на ней мертвые бесчеловечные пустыни? (22)Этот глаз соединенного знанием человека, пронзающий пространства, и этот ум одного великого человека, переходящий по наследству к другому, нарастающий в культуре, как лавина, в ужасающей силе, и просторы возможностей в будущем… (23)Когда же наконец педагоги начнут нашим детям рассказывать о знании, не обманывая их в открытиях чем-то лучшим, а открывая им перспективу нарастающей мощи восходящего в единстве своём человека, способного в будущем повелевать Вселенной!

По М.М. Пришвину Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) – русский и советский писатель, прозаик и публицист, путешественник, фотограф, краевед, педагог.

 

Сочинение №1

В своём произведении Михаил Пришвин рассуждает о важности гармоничного сочетания романтического восприятия мира и научного познания. Он подчёркивает, что для целостного понимания жизни необходимо видеть в мире как его романтическую красоту, так и научные факты, которые открывают перед нами мощь и потенциал человечества.

Позиция автора заключается в том, что человек должен сочетать в себе восхищение миром и стремление к его познанию, находя своё место в этом процессе. В предложении 16 Пришвин говорит, что каждый должен «стать между своим небом и астрономическими телами», чтобы увидеть как свою личную картину мира, так и объективную реальность, требующую изменений. Автор подчёркивает, что знания придают смысл человеческому существованию и раскрывают силу разума, но они не должны лишать нас духовной составляющей, так как «мир, с которым мы приходим в этот мир, в миллион раз прекрасней того, что мы узнаём из книг» (предложение 18).

Можно полностью согласиться с автором: человеку важно не только стремиться к научным достижениям, но и беречь романтический взгляд на мир. Именно такая гармония позволяет ощущать жизнь полноценно, не теряя ни эмоционального, ни интеллектуального измерения.

Эта мысль находит отражение и в романе Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Герой Гай Монтэг постепенно осознаёт, что мир состоит не только из фактов и технического прогресса, но и из красоты человеческой мысли, природы и искусства. Чтение запрещённых книг, каждая из которых полна не только знаний, но и человеческих чувств, пробуждает в нём романтическое восприятие жизни, заставляя задуматься о будущем и о том, как человечество может сочетать знания с человечностью.

О важности гармоничного сочетания научного и романтического подходов к миру говорит и Антуан де Сент-Экзюпери в своём произведении «Маленький принц». Пилот, оказавшись в пустыне, постепенно учится смотреть на мир глазами Маленького принца, который понимает не только астрономические знания, но и романтическое значение звёзд. Автор подчёркивает, что истина — в сочетании души и разума, в стремлении понять мир, не теряя при этом его поэтической стороны.

Таким образом, как подчёркивает Пришвин, в каждом из нас должны уживаться стремление к познанию и способность видеть красоту мира, которая вдохновляет и придаёт смысл нашему существованию.

 

Сочинение №2

Как в человеке должны сочетаться романтическое представление о жизни и научная картина мира? Этот вопрос не оставляет равнодушным русского и советского писателя Михаила Михайловича Пришвина.

По мнению автора, каждый из нас, изучая науку, должен оставаться самим собой. Важно научиться смотреть на огоньки «собственного… неба», «не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел». Чувство меры должно быть во всём: чрезмерное увлечение «мёртвыми мирами» на небе не должно мешать самопознанию.

В тексте приводятся примеры, иллюстрирующие эти мысли.

Рассказчик вспоминает книгу по популярной астрономии Спенсера Джонса, в которой Вселенная представлена «во всём её бездушии». Жизнь в таком случае воспринимается как случайность. Автор книги не верит в возможность существования на других планетах и создаёт безнадёжную картину будущего. Эти умозаключения наводят рассказчика на важные мысли: «Раздумывая об этом, в ужасе прижимаешься к образу человека с его звёздами – ангельскими душками – и ясно видишь происхождение космической гармонии в душе человека». Так автор противопоставляет «мёртвые миры» на небе нашему внутреннему миру.

Увиденная незабудка также даёт рассказчику пищу для размышлений: «В этой незабудке, с её жёлтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках, я встретил живую вселенную». В том, что находится вокруг нас, можно разглядеть удивительную красоту, доказывающую ценность нашего существования. Автор текста спорит со Спенсером Джонсом, акцентируя внимание на прекрасном, которое можно встретить здесь, на Земле, а не на других далёких от нас планетах.

Второй пример дополняет первый, доказывая мысль М.М. Пришвина о том, что в человеке должны сочетаться романтическое представление о жизни и научная картина мира. Изучая астрономию или любую другую науку, не стоит забывать и о мире, который тебя окружает. Пока рядом с нами есть что-то по-настоящему прекрасное, не нужно заражаться научным скептицизмом, связанным с идеями о «бездушии Вселенной».

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, мир нашей души во многом прекраснее абстрактного научного мира. Конечно, делать открытия и изучать что-то новое – это очень важно, но при этом нельзя забывать и о духовности. Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров пытается отрицать природу, искусство и Бога, считая научную картину мира единственно верной. Сама жизнь доказывает ему, как абсурдны подобные взгляды. Человек не должен утрачивать романтическое представление о мире вокруг.

Таким образом, наука действительно обогащает нас, благодаря чему мы получаем ценный жизненный опыт, но и в наших душах тоже существуют целые миры, достойные внимательного изучения.