Сочинения к варианту 14 из сборника «36 типовых вариантов ОГЭ-2025» под редакцией Р.А. Дощинского. Пример сочинения по тексту В.Г. Короленко «Какова роль детских воспоминаний?»
(1)Удивительная работа — воспоминания. (2)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (3)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства». (4)Закройте глаза и скажите это. (5)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (6)Участие воли здесь исключено. (7)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания...
(8)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (9)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, и уже я был в форменной фуражке, в тужурке1, в кожаном поясе с металлической бляхой посередине живота. (10)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания»... (11)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня — до моих одиннадцати лет. (12)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё совсем недавно? (13)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (14)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (15)Сам я этого не чувствовал, об этом не размышлял.
(16) Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был.
(17) Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (18)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (19)Именно — я был просто человек...
(20)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (21)Первая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане.
(22)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (23)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом1 2, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, обезумевший от счастья. (24)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча.
(25)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (26)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время бракосочеталась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (27)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (28)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (29)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (30)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, — старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами...
(31)Я ещё люблю вспоминать. (32)Я мало что знаю о жизни. (33)Мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое...
(34)Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний! (35)Какая прелесть в том, что они появляются как им угодно и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (36)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но — увы — мы её никогда не поймём.
(По Ю. К. Олеше*)
* Юрий Карлович Олеша (1899-1960) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, киносценарист.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какова роль детских воспоминаний?»
Какова роль детских воспоминаний в жизни человека? Этот вопрос не оставляет равнодушным русского советского писателя Юрия Олеши.
Автор убежден, что многие события, пережитые в детстве, непроизвольно врезаются в нашу память, помогая лучше понять окружающий мир и осознать истинные жизненные ценности. В тексте он приводит несколько примеров, которые подтверждают его точку зрения.
Так, рассказчик вспоминает годы обучения в гимназии. Тогда он был «просто человеком», не считавшим себя маленьким и неопытным. Теперь же у него появилась возможность взглянуть на себя в юности со стороны. Однако герой не может создать целостный портрет того себя. Скорее, он акцентирует внимание на отдельных чертах и деталях. Этот пример наглядно демонстрирует, что мы вспоминаем те или иные события совершенно непроизвольно, например, потому что они оказали влияние на формирование нашего характера.
Кроме того, рассказчик вспоминает детские мечты и сновидения, которые также не подчиняются законам логики. Невозможно заставить себя увидеть определенный сон, но зачастую он является отражением наших тревожных мыслей или желаний. Например, герой мечтал о поездке по Европе, но не смог осуществить задуманное, и теперь ему снятся места, которые он никогда прежде не видел. Этот пример подчеркивает: детские воспоминания — это ключ к пониманию себя и своих истинных желаний.
Второй аргумент дополняет первый, позволяя автору не только доказать непроизвольность возникновения детских воспоминаний, но и подчеркнуть их значимость. Детские мысли и мечты оказывают значительное влияние на человека и его будущее.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Ю.К. Олеши. Действительно, чаще всего мы запоминаем то, что нам дорого, и то, что произвело на нас сильное впечатление. Например, герой повести Л.Н. Толстого «Детство» запомнил лучистую улыбку рано умершей матери, и это воспоминание грело ему сердце на протяжении всего жизненного пути.
Таким образом, все, что остается в нашей памяти с детства, так или иначе помогает нам лучше понять себя и других людей.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте