Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 105

         Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
         Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.
         Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.
         — Как же вы сюда попали?  — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван.  — Ведь балконные-то решётки на замках?
         — Решётки-то на замках,  — подтвердил «гость,  — но Прасковья Федоровна  — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.
         — Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко?  — заинтересовался Иван.
         — Нет,  — твёрдо ответил гость,  — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.  — И после паузы он добавил:  — Итак, сидим?
         — Сидим,  — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.
         — Да...  — тут гость встревожился,  — но вы, надеюсь, не буйный?   А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?
         — Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил,  — мужественно признался преображённый поэт.
         — Основание?  — строго спросил гость.
         — Да, признаться, без основания,  — сконфузившись, ответил Иван.
         — Безобразие,  — осудил гость Ивана и добавил:  — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.
         Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:
         — Профессия?
         — Поэт,  — почему-то неохотно признался Иван.
         Пришедший огорчился.
         — Ох, как мне не везёт!  — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил:  — А как ваша фамилия?
         — Бездомный.
         — Эх, эх...  — сказал гость, морщась.
         — А вам, что же, мои стихи не нравятся?  — с любопытством спросил Иван.
         — Ужасно не нравятся.
         — А вы какие читали?
         — Никаких я ваших стихов не читал!  — нервно воскликнул посетитель.
         — А как же вы говорите?
         — Ну, что ж тут такого,  — ответил гость,  — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
         — Чудовищны!  — вдруг смело и откровенно произнёс Иван.
         — Не пишите больше!  — попросил пришедший умоляюще.
         — Обещаю и клянусь!  — торжественно произнёс Иван.
         Клятву скрепили рукопожатием...

(М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Фамилия-псевдоним Ивана Бездомного несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Как называется этот тип фамилии?

Ответ: ___________________________.

 

2. В эпизоде, помимо Воланда и Маргариты, участвует и вся свита Воланда. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, например, 123.

ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Бегемот
Б)  Гелла
В)  Азазелло

1)  Вампир, служанка
2)  Чёрт и рыцарь
3)  Падший ангел, научивший людей изготовлять оружие и украшения
4)  Оборотень, любимый шут сатаны

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Герои в приведённом отрывке ведут между собой ______. Манера разговора неожиданно появившегося в палате Ивана Бездомного гостя привлекает своей необычностью, которая создаётся с помощью _______ фигур: инверсии, риторических вопросов, умолчания.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

 

4.2. Литературовед В. Я. Лакшин о романе «Мастер и Маргарита» писал: «…то, что изображено в таком романе, как «Мастер и Маргарита», это вопросы художника к себе и к жизни, попытка понять нечто новое для себя, разобраться в целях и смысле бытия…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором затронута тема творчества. Чем оно схоже (или чем различается) с произведением М. А. Булгакова?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты