ЛЮБИТЬ РОССИЮ НЕЛЕГКО
Любить Россию нелегко,
она – в ухабах и траншеях
и в запахах боёв прошедших,
как там война ни далеко.
Но, хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.
Страна, как истина, одна, –
она не станет посторонней,
и благостней, и проторённей,
тебе дорога не нужна.
И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, вёрст и лет.
Отчизны мёд и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно – любить Россию,
хотя любить и нелегко.
(Р. Ф. Казакова)
Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр. |
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение начинается и завершается близкими по звучанию строками, что позволяет говорить о _______ композиции, представленной пятью _______.
Ответ: ___________________________.
7. Укажите род литературы, к которому относится произведение Р. Ф. Казаковой.
Ответ: ___________________________.
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в данном стихотворении (цифры укажите в любом порядке).
1) анафора
2) гротеск
3) звукопись
4) метафора
5) инверсия
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
9.1. Почему, по мысли поэта, любить отчизну — одновременно «сладостно» и «нелегко»?
9.2. Какую роль в раскрытии темы играет кольцевая композиция?
На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
10. В каком произведении русского поэта звучит патриотическая тема и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Р. Ф. Казаковой?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.