Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 06-10 задание / 52

Словарь

Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть ее, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока...
Течет по жилам  — боль моя и благо  —
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,
От облаков до глубины земной.
— Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

(А. Тарковский. 1983 г.)

 

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр.

 

6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В стихотворении А. Тарковского «Словарь» раскрывается _______ поэта и поэзии. Поэт находится во власти слова  — таково его предназначение в мире. Величие словаря в четвёртой строфе стихотворения показано с помощью такого тропа, как _____.

Ответ: ___________________________.

 

7. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение А. Тарковского «Словарь».

Ответ: ___________________________.

 

8. Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвёртой строфе стихотворения. Цифры запишите в порядке возрастания:

1)  гипербола
2)  инверсия
3)  ирония
4)  эпитет
5)  оксюморон

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1. Почему стихотворение А. Тарковского называется «Словарь»?

 

9.2. Как в стихотворении метафоры помогают передать идею произведения?

 

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором раскрывается тема поэта и поэзии. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Тарковского «Словарь»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты