…Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы,
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
А Гильоме, француз, подбитый ветерком?
Он не женат ещё?
С о ф и я
На ком?
Ч а ц к и й
Хоть на какой-нибудь княгине
Пульхерии Андревне, например?
С о ф и я
Танцмейстер! можно ли!
Ч а ц к и й
Что ж, он и кавалер.
От нас потребуют с именьем быть и в чине,
А Гильоме!..– Здесь нынче тон каков
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует ещё смешенье языков:
Французского с нижегородским?
С о ф и я
Смесь языков?
Ч а ц к и й
Да, двух, без этого нельзя ж.
С о ф и я
Но мудрено из них один скроить, как ваш.
Ч а ц к и й
По крайней мере не надутый.
Вот новости! – я пользуюсь минутой,
Свиданьем с вами оживлён,
И говорлив; а разве нет времён,
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Ещё ли не сломил безмолвия печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристаёт: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
С о ф и я
Не человек, змея!
(Громко и принужденно.)
Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве, может быть.
Ч а ц к и й
Когда всё мягко так? и нежно, и незрело?
На что же так давно? вот доброе вам дело:
Звонками только что гремя
И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. –
И всё-таки я вас без памяти люблю.
(Минутное молчание.)
Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду.
Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
С о ф и я
Да, хорошо – сгорите, если ж нет?
(А. С. Грибоедов. «Горе от ума»)
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента. |
1.1. Как в приведённой сцене намечен любовный конфликт комедии?
1.2. Какое значение в данной сцене имеет каждая из ремарок?
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента. |
2.1. Выберите другой фрагмент произведения, в котором автор знакомит нас с антиподом Чацкого — Молчалиным. На основе анализа текста выявите черты Молчалина, проявившиеся в данном фрагменте.
2.2. Выберите другой фрагмент комедии, в котором Чацкий высказывает свои убеждения. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.