Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.
Скачать теорию: Скачать
Смотреть онлайн
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов. Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К.Г. Паустовскому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель автора – сообщить научные сведения о важнейших архитектурных особенностях здания Главного штаба.
2) Основной функционально-смысловой тип речи в тексте – рассуждение.
3) Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально оценочные слова и слова в переносном значении, при этом используются математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений; он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка; чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий).
5) С помощью эпитетов («тяжеловесной и неуклюжей композиции») автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.
Ответ: 245 1
В задании № 3 необходимо ответить на вопросы, касающиеся следующих тем: стиль речи (публицистический, научный, научно-популярный, официально-деловой, художественный);
особенности лексического состава текста; синтаксические особенности текста; морфологические особенности текста;
изобразительно-выразительные средства языка.
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно читаем предложенный текст. Читаем текст вдумчиво, останавливаясь на каждом абзаце, анализируя то, о чём говорит автор.
2. До чтения вариантов ответов определяем, какова тема текста, что хотел донести до нас автор, то есть какова проблема? Что представляет собой этот текст: фрагмент беседы в непринуждённой обстановке – разговорный стиль речи фрагмент из научного труда, учебника, энциклопедии, словарная статья, отрывок из доклада – научный стиль речи; инструкция, памятка, деловая бумага, законодательный акт – официально-деловой стиль речи; выступление на собрании или митинге, на радио или телевидении, отрывок из статьи в
газете или в журнале (СМИ) – публицистический стиль речи; отрывок из художественной литературы – художественный стиль речи.
Определите задачи речи:
вступить в беседу (разговор), обменяться впечатлениями – разговорный стиль речи; сообщить научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений – научный стиль речи; предоставить деловую информацию, имеющую практическое значение, дать рекомендацию, указания (инструкция, законодательный акт) – официально-деловой стиль речи; воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к общественным
проблемам действительности, сообщить информацию об актуальных вопросах современной жизни читателям или слушателям – публицистический стиль речи; нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора, активизировать воображение читателя –
художественный стиль речи.
3. В соответствии с тем, каков стиль текста, разбираемся, могут ли в нём употребляться те или иные тропы и приёмы, есть ли в тексте термины, канцеляризмы, специальная лексика, определённые синтаксические конструкции, на какую аудиторию текст рассчитан. Утверждения, данные в ответах, и содержат информацию об этом.
4. Помните, что ответов может быть от одного до четырёх (пять ответов быть не может).
Запишите номера ответа в бланк.
С 2025 г. задание №3 будет иметь следующую структуру:
1. Определение стиля текста, цель автора (необходимо проанализировать содержание микротекста; частично пересекается с 23 заданием)
2. Жанр текста, его композиция, тип речи, логико-смысловые отношения в тексте (частично пересекается с 24 заданием)
3. Лексические особенности текста (частично пересекается с 25 заданием)
4. Морфологические и/или синтаксические особенности текста (частично пересекается с 22 заданием).
5. Изобразительно-выразительные средства текста, их функция (частично пересекается с 22 заданием).
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте