Тест по рассказу А. П. Чехова «Студент» 10 класс (задания и ответы)

Тест по рассказу А. П. Чехова «Студент» за 10 класс включает в себя 16 заданий. В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тест по рассказу А. П. Чехова: Скачать

Смотреть онлайн 

Рассказ «Студент» был впервые напечатан в газете «Русские ведомости» в 1894 году. Где и когда Чехов написал его — точно не известно. По воспоминаниям родных писателя, это произведение он любил больше, чем все остальные свои рассказы.

А.П. Чехов
СТУДЕНТ

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

— Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

— Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

— Небось, была на двенадцати евангелиях?

— Была, — ответила Василиса.

— Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

1. Определите, какова роль пейзажа в этом отрывке: «Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.»

А) Обозначать место действия;
Б) показать некоторые существенные стороны характера или мировоззрения персонажа;
В) показать душевное состояние героя.

2. Где мы встречаем это описание природы?

А) В начале произведения;
Б) в середине произведения;
В) в конце произведения.

3. «Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно.»

Почему вот таким было состояние главного героя?

А) Потому, что он и его семья жили в лютой бедности;
Б) потому, что главный герой возвращался с охоты, а это развлечение было грехом для будущего священнослужителя;
В) потому, что из-за холода он очень замёрз.

4. Почему огороды, мимо которых шёл главный герой назывались вдовьими огородами?

А) Потому, что их некому было обрабатывать;
Б) потому, что их содержали две вдовы;
В) потому, что деревня называлась Вдовий угол.

5. О ком идёт речь в этом отрывке «…высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь…»?

А) О матери героя;
Б) о вдове Василисе;
В) о вдове Лукерье.

6. О ком идёт речь в этом отрывке «…маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки…»?

А) О матери героя;
Б) о вдове Василисе;
В) о вдове Лукерье.

7. О ком идёт речь в этом отрывке «…женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка…»?

А) О матери героя;
Б) о вдове Василисе;
В) о вдове Лукерье.

8. О ком идёт речь в этом отрывке «…деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой…»?

А) О матери героя;
Б) о вдове Василисе;
В) о вдове Лукерье.

9. Почему в библейской истории «… бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна»?

А) Потому, что он очень устал от долгой ходьбы;
Б) потому, что Иисус сказал ему: «Ты трижды отречешься, что не знаешь меня»;
В) потому, что было уже поздно и ему хотелось спать.

10. «Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…»

О ком идёт речь?
А) О главном герое;
Б) о Павле;
В) о Петре.

11. В какой день недели происходят события, описанные в рассказе?

А) В Чистый четверг;
Б) в Страстную пятницу;
В) в Светлое Христово Воскресение.

12. Какой же смысл имеет эта евангельская история для верующего человека?

А) Прощается всякий человек, покаявшийся в своем согрешении;
Б) каждый верующий должен знать эту историю;
В) главный герой как бы сам осознаёт свои ошибки и кается в них.

13. Почему после рассказанной библейской истории об Иисусе и Петре состояние главного героя изменилось: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух»?

А) Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений;
Б) любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь;
В) главный герой согрелся у костра.

14. «А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, …и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.»

С чем связано преображение героя?

А) В его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера;
Б) герой возвращается после охоты домой;
В) послезавтра великий праздник, от этого радость на сердце.

15. «А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, …и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.»

Какие ключевые понятия выделяет писатель в этом отрывке?

А) правда и любовь;
Б) правда и красота;
В) любовь и красота.

16. Какое значение в чеховском рассказе имеет мотив света?

А) Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя.;
Б) без света нет тьмы;
В) огонь костра озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу.

Ответы
1. В
2. А
3. А,Б
4. Б
5. Б
6. В
7. Б
8. В
9. Б
10. В
11. Б
12. А, В
13. А, Б
14. А
15. Б
16. А, В

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте