Типичные ошибки в итоговом сочинении 2024-2025

Итоговое сочинение 2024 — это экзамен, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать своё мнение, привлекая литературные источники.

Основные даты проведения: основной день — 4 декабря 2024 года, резервные дни — 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года. 

Скачать типичные ошибки: Скачать

Смотреть онлайн 

Вид ошибки

Ошибочный вариант

Исправленный вариант

Во вступлении не сформулирован тезис (чёткий ответ на поставленный вопрос)

О чём люди чаще всего мечтают? Над этим вопросом задумывались многие мыслители и писатели. Мечта – это всегда что-то особенное и ценное для человека. Неслучайно говорят, что «человек без мечты» – это как будто «птица без крыльев». Приведу примеры из художественной литературы.

О чём люди чаще всего мечтают? Над этим вопросом задумывались многие мыслители и писатели. Мечта – это всегда что-то особенное и ценное для человека. Неслучайно говорят, что «человек без мечты» – это как будто «птица без крыльев».
Тезис (чёткий ответ на поставленный вопрос): Люди могут мечтать как о чём-то материальном – богатстве, славе, авторитете, так и о духовных, непреходящих ценностях. Мечты о благополучии близких, воцарении мира на земле, торжестве справедливости тоже не исключение. Приведу примеры из художественной литературы, доказывающие, что у людей могут быть разные мечты.

Уход от темы

Какую жизненную цель можно назвать благородной? На мой взгляд, каждый человек ставит перед собой цель, которую мечтает достичь. Иногда приходится преодолевать много препятствий, мешающих двигаться вперёд. К сожалению, не все люди справляются с такими трудностями, и у них рано или поздно опускаются руки.

Какую жизненную цель можно назвать благородной? На мой взгляд, она должна быть связана с духовными ценностями. Если человек хочет помочь нуждающимся людям или защитить дорогого человека – это уже по-настоящему благородные цели, заслуживающие уважения.

Замена анализа литературного произведения пересказом в основной части

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ставится проблема чести и бесчестия. Остановлюсь на эпизоде присяги Пугачёву. Гринёв долго не мог уснуть, потому что к Белогорской крепости подъехало много вооружённых казаков. Их предводителем был Пугачёв. В итоге противники ворвались к коменданту, ранили его, а Гринёва схватили. Капитан Миронов отказался присягать Пугачёву и был повешен. Гринёв тоже должен был погибнуть, но его спас Савельич, бросившийся в ноги Пугачёву. В результате Гринёв был помилован, но он не знал, что это случится и держался с честью и достоинством. Наоборот, Швабрин – безнравственный герой, потому что он примкнул к Пугачёву.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ставится проблема чести и бесчестия. В эпизоде присяги Пугачёва автор подчёркивает, с каким достоинством держался главный герой Пётр Гринёв. Даже после повешения коменданта крепости этот смелый человек не дрогнул и не поступился моральными принципами. Этот пример доказывает непоколебимую силу духа пушкинского героя: он рисковал жизнью и всё-таки остался верен себе. Автор акцентирует внимание на том, что для Гринёва честь – это высшая добродетель. Напротив, Швабрин повёл себя в этой же ситуации совершенно по-другому. А.С. Пушкин отмечает, что он изменился даже внешне, когда перешёл на вражескую сторону. По мнению автора, это безнравственный герой, не имеющий представления о чести и достоинстве.
(Жирным выделены аналитические фразы)

Отсутствие микровывода после каждого аргумента в основной части

Тема целеустремлённости раскрывается в произведении А.С. Грина «Зелёная лампа». Главный герой Джон Ив – бродяга и сирота, приехавший в Лондон из Ирландии, чтобы найти работу. Автор делает акцент на том, сколько трудностей пришлось пережить молодому человеку. А.С. Грин описывает героя как «плохо одетого человека лет двадцати пяти» и уже в самом начале повествования даёт ему короткую биографическую справку. Эксперимент Стильтона меняет жизнь Джона Ива: благодаря зародившейся в нём надежде он начинает заниматься саморазвитием. В финале рассказа автор обращает внимание на значительные внешние и внутренние изменения, произошедшие с героем, который смог добиться своей цели и стать уважаемым врачом.

Тема целеустремлённости раскрывается в произведении А.С. Грина «Зелёная лампа». Главный герой Джон Ив – бродяга и сирота, приехавший в Лондон из Ирландии, чтобы найти работу. Автор делает акцент на том, сколько трудностей пришлось пережить молодому человеку. А.С. Грин описывает героя как «плохо одетого человека лет двадцати пяти» и уже в самом начале повествования даёт ему короткую биографическую справку. Эксперимент Стильтона меняет жизнь Джона Ива: благодаря зародившейся в нём надежде он начинает заниматься саморазвитием. В финале рассказа автор обращает внимание на значительные внешние и внутренние изменения, произошедшие с героем, который смог стать уважаемым врачом.
Микровывод:
Таким образом, целеустремлённость, трудолюбие и упорство помогли бывшему бродяге подняться на ноги и добиться больших успехов. Рассказ А.С. Грина доказывает, что каждый человек может достичь поставленной цели, если действительно этого захочет и приложит все возможные усилия.

Вывод содержит новый тезис, не относящийся к теме сочинения

Таким образом, любовь действительно становится испытанием, когда человек оказывается в трудной ситуации из-за своих чувств или не получает на них ответа. Кроме того, жизнь может испытывать человека и по-другому: например, на войне, когда он оказывается перед нравственным выбором.

Таким образом, любовь действительно становится испытанием, когда человек оказывается в трудной ситуации из-за своих чувств или не получает на них ответа.

Неверное введение цитаты

Печорин – рефлексирующий герой, который анализирует каждый свой поступок. Размышляя о причинах неудовлетворённости жизнью, он говорит о том, что «я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Печорин – рефлексирующий герой, который анализирует каждый свой поступок. Размышляя о причинах неудовлетворённости жизнью, он отмечает: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Неуместное обращение к эксперту

А вы когда-нибудь думали о том, к чему может привести загрязнение окружающей среды?

Загрязнение окружающей среды может привести к необратимым последствиям. Важно, чтобы каждый человек задумался об этом.

Неудачное употребление местоимений

В своём рассказе автор рассуждает о взаимосвязи природы и человека.

Это произведение написал А.С. Пушкина. В нём говорится о чести и достоинстве.

В рассказе автор рассуждает о взаимосвязи природы и человека.

В произведении А.С. Пушкина говорится о чести и достоинстве.

Употребление слов иной стилистической окраски

Творец комедии «Горе от ума» ставит проблему «отцов» и «детей».

Герой романа И.С. Тургенева Базаров – настоящий трудяга.

Автор комедии «Горе от ума» ставит проблему «отцов» и «детей».

Герой романа И.С. Тургенева Базаров – трудолюбивый человек.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Это играет большое значение в понимании поставленной проблемы.

Это играет важную роль в понимании поставленной проблемы.

Неправильный порядок слов (неоправданная инверсия)

Поставленная проблема автором важна для понимания идеи текста.

Проблема, поставленная автором, важна для понимания идеи текста.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте