Сочинение по тексту Грековой на тему «Какой должна быть искренняя помощь человеку?»
В рамках 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в исходном тексте (14 вариант из нового сборника Дощинского Р.А.). В качестве аргументов используйте примеры из литературы.
(1)Клава была простая, добрая, умелая одинокая девушка, года на четыре постарше Кости. (2)Отец её умер, мать жила в деревне. (3)Клава работала в артели по производству игрушек, а жила в девичьем общежитии с аккуратно заправленными койками, с бумажными цветами и открытками кинозвёзд. (4)Костю она сразу взяла на своё попечение. (5)Все уехали в деревню. (6)Настя, подруга Клавы, тоже была в отъезде. (7)В городе знакомых практически не оставалось. (8)Клава приходила сразу после работы и пела, как канарейка, в сумрачной кухне. (9)Она стирала Костины рубашки, готовила обед, мыла посуду. (10)Отоваривала карточки в распределителе и всё ахала: сколько талонов пропало! (11)Сама никогда не садилась за стол вместе с Костей. (12)Чем только она сыта была — неизвестно. (13)Так, ущипнёт кусочек какой-нибудь, и снова поёт, работает.
(14)Клава очень хотела замуж и не скрывала этого, но на самого Костю никаких видов не имела: «Старуха я против тебя». (15)А хотелось, ужасно хотелось счастья, с приличной комнатой, с хорошим мужем, со своей посудой. (16)Клава любила посуду, особенно фарфор. (17)Часто по вечерам они сидели у лампы: Костя за книгой (экзамены всё же были впереди), а Клава штопала носки или пришивала пуговицы, далеко отводя руку с иглой и откусывая нитку зубами. (18)Костя читал и вполуха слушал Клаву. (19)Ему было хорошо. (20)Казалось, сама жизнь журчит рядом — тёплая и немудрёная. (21)Он отрывался от книги, клал щёку на жёсткую Клавину руку и закрывал глаза.
(22)Она глядела на него и говорила чуть слышно: — Кавалерчик ты мой красивенький. (23)Уже приближалась осень. (24)На носу — экзамены, вечера стали темнеть, а он всё жил и ни о чём не думал. (25)Однажды вечером позвонил Юра, друг Кости. — (26)Как дела? — жёстко спросил он. (27)Костя очень обрадовался: — Юрка, ты? (28)Какой же ты молодец, что позвонил! — (29)Настолько ли ты в своём уме, чтобы со мною встретиться? — (30)Как ты можешь сомневаться? (31)В любое время, в любой день. — (32)Замётано. (33)В понедельник, в обычное время — у меня. — (34)Договорились. (35)И вот они снова на улице с Юрой, только уже не белая ночь, а чёрный август у них над плечами. (36)Юра самый свой, самый нужный. (37)Костя ему рассказал про Клаву. — (38)Понятно, ты ждёшь реакции. — (39)Нисколько не жду. — (40)Врёшь. (41)Каждый человек, выложивший себя перед другом, ждёт реакций (42)Бескорыстной откровенности не бывает. (43)Некоторые ждут сочувствия.
(44)Ты ждёшь анализа. — (45)Будь по-твоему: я жду анализа. . — (46)Итак, — сказал Юра, — перед нами довольно заурядный случай: человек молодой, физически здоровый и не урод… — (47)Это мусор, — сказал Костя. — (48)Не сори, пожалуйста. — (49)Ладно, — согласился Юра. — (50)Я человек покладистый, не сутяга. (51)Сойдёмся на том, что случай довольно заурядный. — (52)Пожалуй, так. — (53)О любви, сколько я понимаю, в данном случае речи не идёт. — (54)Мне это не так уж ясно. — (55)Что ж ты, любишь её, что ли? — (56)В каком-то смысле — да. — (57)Запомни, дурень, что любовь не может быть «в каком-то смысле». (58)Она есть, или её нет. (59)В данном случае её нет. — (60)А ты сам? (61)Неужели ты своих девушек любил по-настоящему? — (62)Я не любил, а был влюблён. (63)Это большая разница. — (64)То есть любил самого себя по их поводу? — (65)Пожалуй, что так.
По И. Грековой И. Грекова (Елена Сергеевна Вентцель, 1907—2002) — русский прозаик, математик, автор учебников по теории вероятностей.
В центре внимания русского писателя И. Грековой находится вопрос: какой должна быть искренняя помощь человеку? По мнению автора, настоящая помощь должна быть бескорыстной, когда человек помогает другому, не ожидая ничего взамен. В тексте приводятся примеры, которые иллюстрируют эту позицию.
В рассказе упоминается добрая девушка Клава, которая взяла Костю под свою опеку. Она заботилась о нём, готовила, стирала и мыла посуду. У неё не было какой-то конкретной цели: «на самого Костю никаких видов не имела...» Клава просто хотела помочь человеку, который вызывал у неё симпатию. Этот пример подчеркивает, что искренность всегда бескорыстна.
Когда Костя рассказывает о своих отношениях с Клавой другу, тот замечает: «Каждый человек, выложивший себя перед другом, ждёт реакции. Бескорыстной откровенности не бывает». По его мнению, каждый, кто делится с другим, хочет получить что-то взамен, но такую помощь уже нельзя назвать искренней.
Приведённые примеры противопоставлены друг другу, что позволяет автору рассмотреть две разные точки зрения на искренность. Есть люди, которые делают добро от чистого сердца, потому что сами чувствуют себя лучше, когда помогают другим. Однако есть и те, кто не верит в бескорыстную помощь.
Нельзя не согласиться с автором в том, что искренняя помощь действительно существует. Есть люди, которых называют альтруистами. Они делают добро, потому что не могут иначе. Например, когда Пушкин находился в ссылке в Михайловском, Пущин, единственный из друзей, посетил его, чтобы оказать моральную поддержку. Разве подобное неравнодушие не доказывает подлинность их дружбы? Пущин ничего не ждал от Пушкина взамен, он лишь хотел сделать другу приятное.
Таким образом, искренняя помощь должна идти от самого сердца и не допускать никаких эгоистических и корыстных соображений.
Искренняя помощь человеку — это не только действия, направленные на облегчение чьих-то трудностей, но и эмоциональная поддержка, забота и бескорыстное желание помочь. В тексте И. Грековой перед нами предстаёт образ Клавы, которая, не ожидая ничего взамен, с искренней заботой помогает Косте. Её помощь становится примером подлинной заботы.
Автор текста подчёркивает, что искренняя помощь должна быть бескорыстной и исходить из глубины сердца. Клава, героиня рассказа, не только помогает Косте в бытовых делах — она стирает его рубашки, готовит еду и ухаживает за ним, но и поддерживает его эмоционально. Она делает это не из корыстных побуждений, а потому что ей важно, чтобы Косте было хорошо. При этом Клава не требует ничего взамен: «Клава приходила сразу после работы… стирала Костины рубашки, готовила обед, мыла посуду» (предложения 8-9). Она жертвует своим временем и силами ради того, чтобы Косте было комфортно.
Автор отмечает, что искренняя помощь — это не только действие, но и душевное тепло, которое человек вкладывает в свои поступки. Клава проявляет внимание и заботу, даже когда просто сидит рядом с Костей, штопая его носки и успокаивая своим присутствием: «Костя читал и вполуха слушал Клаву. Ему было хорошо. Казалось, сама жизнь журчит рядом — тёплая и немудрёная» (предложения 18-20). Этот момент показывает, что Клава помогает не только физически, но и эмоционально, создавая для Кости атмосферу уюта и покоя.
Я полностью согласен с позицией автора о том, что искренняя помощь должна быть бескорыстной. Настоящая помощь не подразумевает ожидания благодарности или ответных действий. Она исходит из желания сделать жизнь другого человека лучше, как это делает Клава для Кости. Бескорыстная помощь — это проявление подлинной человечности, и такие поступки имеют особую ценность.
Пример из русской литературы, который подтверждает важность искренней и бескорыстной помощи, можно найти в рассказе Антона Чехова «Ионыч». Доктор Старцев, будучи хорошим специалистом, постепенно теряет способность искренне помогать людям, его помощь становится рутинной и бесчувственной. Он перестаёт ощущать радость от того, что приносит пользу другим, и это приводит к его духовной деградации. В отличие от Клавы, которая действует от души, Старцев теряет связь с подлинным желанием помогать, и это негативно сказывается на его жизни.
Таким образом, искренняя помощь человеку должна быть не только деятельной, но и исходить от чистого сердца. Как показывает автор текста И. Грекова через образ Клавы, помощь, которая даётся без корысти и с любовью, является настоящей поддержкой и приносит радость тому, кто её получает, а также даёт душевное удовлетворение тому, кто помогает.
В тексте И. Грековой поднимается тема помощи незнакомцам и доверия к людям. Она рассуждает о том, как печальный опыт прошлого может влиять на наше восприятие окружающих.
В качестве примера автор рассказывает историю своего знакомого, Юрия Сергеевича, который оказался в чужом городе с маленьким ребёнком почти без денег. Мужчина очень расстроен, ведь без билетов они не смогут вернуться домой. На кассе его встретила незнакомая девушка, которая не поверила ему и отказалась восстановить билеты, даже не попытавшись помочь. Её равнодушие заставило главного героя задуматься о том, как много вокруг людей, не способных оказать помощь друг другу.
В этом же тексте мы встречаем историю таксиста Ираклия, который однажды одолжил деньги приезжему. Однако он не получил их назад, а должник даже не узнал его при встрече. Несмотря на свой горький опыт, Ираклий всё же смог поверить незнакомцу и помочь ему. Давая деньги Юрию Сергеевичу, он осознавал, на какой риск идёт, но вера в людей была сильнее страха быть обманутым.
И. Грекова противопоставляет эти две истории, показывая, что многие люди не замечают проблемы окружающих, но есть и те, кто готов помочь даже незнакомцу, потому что верит в честность и доброту других.
Авторская позиция такова: очень тяжело доверять окружающим, особенно незнакомцам, после «суровых уроков жизни». Однако умение побороть свой страх и желание помочь, несмотря ни на что — вот качества настоящего человека.
Я согласна с позицией автора. Помощь и взаимовыручка важны для людей, и мы должны больше верить другим, не относясь к ним предвзято из-за своего невеселого опыта. Если бы не помощь «чужих», сколько бы людей осталось в трудном положении! Ограбленные люди, как главный герой рассказа, были бы оставлены на растерзание жизни без средств к существованию. Жертвы преступников, которым вовремя не поверили и не помогли, не были бы спасены от возможных ужасных последствий. Невиновные люди, которые не смогли защитить себя и которых не защитили другие, были бы подвержены наказанию и унижению. Я считаю, что без доверия мир стал бы намного хуже. Важно помнить, что от вашего участия, возможно, зависит чья-то жизнь, поэтому надо помогать и верить тем, кто оказался в трудной ситуации.
В заключение хочу сказать, что доверие — основа человеческого взаимодействия, поэтому важно понимать положение и чувства других, верить и помогать тем, кто нуждается в этом и просит вас о помощи.
Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте