Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 06-10 задание / 56

ПИСЬМО В ТРИДЦАТЫЙ ВЕК
(фрагмент)

Да сбудется любовь,
пронизанная светом!
Звенящая над веком,
да здравствует
любовь!
Которой всё
дано:
и муки,
и горенье!
Которая давно
перешагнула время!
Перенеслась в порыве
в грядущее Земли…
Не мы
её открыли.
Не мы
изобрели.
Но всё равно,
смотри!
Судьбою становясь,
она застигла
нас!
Она застигла
вас,
далёкие мои!

Всё повторится вновь!
И ахнет человек —
холодным
станет
зной!

Горячим
будет
снег!
Придёт пора цветов,
брусники и грибов…
Спасибо, жизнь,
за то,
что я узнал
любовь!
Её всесильный гнев
безвременья
страшней.
Запреты,
побледнев,
склоняются пред ней!
Она царит высоко.
Над ней
дожди звенят.
Её невнятный шёпот
слышнее
канонад!
Да здравствует
любовь,
пронизанная светом!
Да здравствует
любовь,
обнявшаяся с веком!
Пусть
в каждом новом дне —
чиста и непокорна —
любовь
идёт ко мне,
идёт,
как песня к горлу!

(Р. И. Рождественский, 1963)

 

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр.

 

6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение начинается и завершается близкими по звучанию и смыслу строками, что позволяет говорить о ______ композиции, представленной пятью _____, объединенных ритмически и рифмой, составляющих единое целое.

Ответ: ___________________________.

 

7. Как называется персонаж, выступающий в стихотворном произведении от первого лица («Спасибо, жизнь, / за то,/ что я узнал / любовь!»)?

Ответ: ___________________________.

 

8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении.

1)  эпитет
2)  неологизм
3)  сарказм
4)  олицетворение
5)  инверсия

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1. Почему главной ценностью, скрепляющей прошлое с будущим, для поэта является любовь?

 

9.2. Какую роль в раскрытии темы играет кольцевая композиция?

 

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором раскрывается тема любви. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Р. И. Рождественского?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты