Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 111

         За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского.
         Клещ садится за работу и скрипит подпилком.
Сатин. Люблю непонятные, редкие слова... Когда я был мальчишкой... служил на телеграфе... я много читал книг...
Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин. Был... (Усмехаясь.) Есть очень хорошие книги... и множество любопытных слов... Я был образованным человеком... знаешь?
Бубнов. Слыхал... сто раз! Ну и был... эка важность!.. Я вот  — скорняк был... своё заведение имел... Руки у меня были такие жёлтые  — от краски: меха подкрашивал я,  — такие, брат, руки были жёлтые  — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою... так с жёлтыми руками и помру... А теперь вот они, руки... просто грязные... да!
Сатин. Ну и что же?
Бубнов. И больше ничего...
Сатин. Ты это к чему?
Бубнов. Так... для соображения... Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся... всё сотрётся, да!
Сатин. А... кости у меня болят!
Актёр (сидит, обняв руками колени). Образование  — чепуха, главное  — талант. Я знал артиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от восторга публики...
Сатин. Бубнов, дай пятачок!
Бубнов. У меня всего две копейки...
Актёр. Я говорю  — талант, вот что нужно герою. А талант  — это вера в себя, в свою силу...
Сатин. Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав... Клещ, дай пятак!
Клещ. Пошёл к чёрту! Много вас тут...
Сатин. Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю...
Анна. Андрей Митрич... Душно мне... трудно...
Клещ. Что же я сделаю?
Бубнов. Дверь в сени отвори...
Клещ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я  — на полу... пусти меня на своё место, да и отворяй... а я и без того простужен...
Бубнов (спокойно). Мне отворять не надо... твоя жена просит...
Клещ (угрюмо). Мало ли кто чего попросил бы...
Сатин. Гудит у меня голова... эх! И зачем люди бьют друг друга по башкам?

(М. Горький «На дне»)

 

Ответами к заданиям 1–4 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1.Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данной сцене, и поступками, которые им предстоит совершить.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

A)  Сатин
Б)  Актёр
B)  Клещ

1)  так и не найдя работы, останется в ночлежке
2)  убьёт в драке хозяина ночлежки
3)  покончит жизнь самоубийством
4)  произнесёт речь в защиту достоинства человека

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Приведенный эпизод представляет собой _____ обитателей ночлежки. Воспоминания Сатина и Бубнова обнажают в героях внутренний __________ между более-менее приятным прошлым и настоящим, из которого нет выхода.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Как завершающая сцену реплика Сатина соотносится с происходящим в ночлежке?

 

4.2. С. А. Адрианов так отзывался о героях пьесы «На дне»: «У всех этих лиц есть общая черта: жизнь и собственная натура так или иначе выбили их из колеи, заставили опуститься "на дно", превратиться в подонки общества; в этой среде считаются ненужными и неуместными всякие навыки, выработанные культурою, всякая сдержка диких и грязных инстинктов...» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором изображён мир «отверженных», страдающих людей. Чем оно схоже (или чем различается) с горьковской пьесой?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты